Формы работы программы «Родители для родителей»
Какие же основные формы работы программы, и какие принципы их эффективной организации?
Простой формой является «родительский клуб» - регулярное место для встреч и общения родителей. Организационно это предполагает, что однажды в неделю, в определенное время родители могут прийти на встречу. Поскольку родительский клуб - это не родительский комитет или собрание, его цель - не решение проблем детей или учреждения, это только место встречи и общения. Чтобы эти встречи были хорошо организованы, и общение не превратилось в болтовню, в начале родителям может потребоваться помощь специалистов в организации и проведении встречи. Важно подготовить помещение, дать объявление, распространить информацию. В начале встречи позволить всем познакомиться, создать теплую, радушную атмосферу (в этом могут помочь различные упражнения для знакомства, групповое взаимодействие). Тогда важно четко предоставить цель встречи собственно как общение и поддержку, объявить основные правила общения: говорить о себе, не выспрашивать, не перебивать, не комментировать и не осуждать других, уважать желания других говорить или нет, соблюдать временные рамки, слушать друг друга. В течение первых встреч могут понадобиться упражнения на развитие умения слушать, потому что, действительно, одной из предпосылок плодотворных встреч является атмосфера взаимопонимания и соблюдение определенной культуры общения, взаимного принятия и толерантности. Тогда может быть использовано время, посвященное общению. Родители могут вместе или произвольно каждый говорить о том, что для них важно, или же обсуждать предложенные темы: например, моя семья; моя жизненная дорога; что значит быть мамой особенного ребенка; супружеские отношения, братья / сестры и тому подобное. Соответственно, если устанавливается тема, то организатор может подготовить ее - например, пригласить кого-то из «опытных» родителей прийти на встречу и рассказать свою жизненную историю, или показать в начале фрагмент видеофильма, зачитать какую цитату на соответствующую тему или же предложить всем нарисовать свой жизненный путь, заполнить анкету... Заканчивать тематическое общение можно менее официально - например, маленькое угощение, и непринужденное общение. Впоследствии в соответствии с тем, как сложатся традиции, сформируются лидеры из родителей, специалисты могут постепенно передать инициативу организации и проведения встреч родительского клуба полностью на ответственность группы лидеров. С другой стороны, клуб может вести и организовывать кто-то из специалистов, например, социальный работник, важно лишь, чтобы специалист не доминировал над родителями, чтобы он имел позицию не являться лидером, а быть советником, посредником, который способствует развитию лидерства и инициатив среди родителей.
Другой распространенной формой работы программы « Родители для родителей» могут быть родительские группы. В отличие от клуба, состав группы закрыт, часто были группы родителей, которые приводили своих детей на групповые занятия, в течение которых предлагали родителям участвовать в отдельной группе «Родители для родителей». Долгое время эти группы вела «опытная» мама, которая имела старшую дочь с ДЦП. Ее мы выбрали как самую мудрую, интегрированную, которая сама прошла определенное формирование в движении «Родители для родителей». Это было очень важно для родителей, именно такую родители воспринимали по-другому, чем специалистов. Преимущество закрытой группы в том, что люди встречаются постоянно еженедельно 10-20 недель, поэтому имеют возможность ближе познакомиться, узнать друг друга, между ними может сформироваться глубокое доверие, поэтому они могут больше открыться друг другу и отношения более тесные, возможность взаимного обогащения больше. Продолжительные по времени встречи позволяют группе также коснуться дополнительных тем, погрузиться в них, одна встреча может перетекать в следующую и тому подобное. Организатор опять же может предлагать тему, идти по запросу группы, или же просто делать каждую встречу «открытой». Если группу ведут родители, им нужна базовая подготовка, своеобразный тренинг, как вести группу, как способствовать фокусу внимания, как реагировать, когда возникают какие-то проблемы, когда, например, кто-то хочет доминировать или учить других. Для родителей лидеров программы «Родители для родителей» проводят тренинг, чтобы подготовить их к такой задаче. Конечно, группу может вести и специалист - психолог или социальный работник, но опять же и само замечание - чтобы
развился эффект движения «Родители для родителей» - важно направить родителей в соответствующее русло слушать друг друга, делиться своими историями, опытом, действительно стать группой взаимопомощи. В противном случае есть риск, что родители будут смотреть на специалиста как эксперта и ждать советов и рекомендаций. Иногда это нужно, но это не поможет родителям воспользоваться терапевтическим эффектом группы «Родители для родителей».
Пилотная форма состоит в индивидуальной поддержке «молодой» семьи «опытной» семьей. Это самая распространенная и самая известная в мире форма взаимопомощи, ведь он самая легкая в реализации - не нужно помещение для встреч, не нужно собирать группы, единственное, что нужно - это опытные родители волонтеры, что готовы поддерживать другие семьи. Название этой формы происходит от аналогии с пилотами, которые летят туда, куда надо доставить какой-то груз - когда на программу соглашаются молодые родители, которые хотели бы познакомиться с семьей, где есть ребенок с похожей формой инвалидности, то родители как пилоты, которых выберет координатор программы по «базе данных», звонят и идут на встречу с этой семьей, чтобы поддержать ее, чтобы поделиться своим опытом, чтобы просто быть рядом...
Эта форма особенно удобна, когда нужно поддерживать молодые семьи, в которых только обнаружена неполноценность у ребенка. На этих первых этапах родители, конечно, сопротивляются самоидентификации себя с группой родителей особенного ребенка, а поэтому обычно ни в группу, ни в родительский клуб они не пойдут. Встреча на «нейтральной» территории или дома в семье, где есть ребенок - дает также некоторое чувство безопасности. Несмотря на то, что эта форма может показаться легкой в организации, это не так, и она требует самом деле очень эффективного менеджмента. Прежде всего, важно собрать инициативную группу по созданию такой формы программы, в нее может войти несколько родителей, в помощь им может быть и кто-то из специалистов. Следующим этапом является выбор потенциальных родителей пилотов. Это должны быть люди, которые действительно могут поддерживать других, которые имеют определенную жизненную мудрость, положительные человеческие черты, умеют слушать, толерантные личности. Тогда этих родителей важно пригласить к участию в программе и в случае их согласия организовать для них вступительное обучение. Проводится такое обучение в форме двухдневного семинара, в ходе которого родители в первую очередь сами могли поделиться собственным опытом, рассказать свою историю и на себе почувствовать эффект взаимной поддержки движения «Родители для родителей». На основе этого анализировался опыт семей, у которых есть ребенок - делается своеобразная «карта» возможных маршрутов, потребности семьи в поддержке. В процессе тренинга родители получают «инструктаж» по умению слушать, вести беседу, в общем в видении возможностей своей роли, а также ее ограничений. В ролевых играх рассматриваются также различные возможные ситуации, потенциальные трудности и тому подобное. Все это признание позитивного вклада каждой личности, которая приняла участие в тренинге, и вручением дипломов. Следующим этапом после этого является представление информации о такой пилотной форме поддержки родителям, обращающихся в программу - информация может распространяться и в письменной форме в виде объявлений, буклетов и устно от специалистов и других родителей. И в случае, если один из родителей проявлял желание участия в этой программе, то информация об этой семье передавалась координатору программы, а тогда уже он выбирал из базы этих пилотов - родителей, которые лучше подходили бы этой семье учитывая форму инвалидности ребенка, психологические особенности родителей и др. Тогда уже проходил первый контакт и начиналось общение. В разных случаях оно могло быть разным по продолжительности и принимать различные формы - от телефонных разговоров к дружбе семьями, совместных поездок на природу и т. д. Если же возникают какие-то проблемы, родители пилоты могли также обратиться за советом к другим родителям или специалистам. Важно проводить и повторные встречи родителей пилотов, и периодически проводить новый «набор».
Другой формой деятельности программы «Родители для родителей» могут стать различные акции, одноразовые события, творческие идеи самых родителей и т. д. Сюда можно отнести всю ту широкую гамму деятельности, инспирированными самими родителями как ответ на потребности своих детей, желание поддержать другие семьи, изменить ситуацию в обществе, повлиять на специалистов. Этих идей и инициатив очень много. Ниже приводим лишь краткий перечень основных из них:
- семейные праздники - например, Рождество, праздник матери, праздник осени. Это социальные события, которые готовят сами родители (не специалисты) для семей, проявление их желания творчески, сплоченно, радостно праздновать;
- различные семейные вечера - например, вечера, которые организуются раз в месяц специально для родителей, в программе может быть просмотр фильма, неформальная вечеринка или специальные гости - например, семья, рассказывает свою жизненную историю, или взрослый инвалид, известный специалист или общественный деятель;
- различные общественные акции ради того, чтобы повлиять на сознание общественности, заявить о необходимости изменений
- различные художественные и благотворительные акции - концерты, ярмарки, художественные выставки, чтобы собирать средства, презентации талантов детей;
- летние семейные лагеря, поездки, экскурсии и т. д.;
- программа «Родители - специалисты»: выступления родителей перед группами специалистов, чтобы пролоббировать права своих детей, изменения профессиональных практик (например, о том, каким образом провозглашается диагноз) и др.
Такая активность очень ценна, ведь очень часто она объединяет родителей, мобилизует их силы. В контексте такой деятельности образуется также определенный социальный клуб - пространство, в котором родители могут найти друзей, поддержку, общение; пространство, в котором может родиться творчество, новые идеи, могут генерироваться определенные ценности и философия жизни. Поэтому очень важно со стороны специалистов и учреждения поощрять такую активность родителей, создание пространства и возможностей для проявления и реализации их инициатив.