Роль психотерапии.
Хотя сопровождение не является психотерапией, эти подходы часто взаимны, в частности, в сопровождении используют техники различных школ и методов психотерапии. В отдельных случаях, если есть психиатрические расстройства и выраженные личностные проблемы у родителей, нарушения в семейной системе нужно дать направление семье на психотерапевтическую и психиатрическую помощь, соответственно важно помочь семье осознать потребность в такой помощи и подготовить семью к ее получению. Примерами таких случаев может быть клиническая депрессия у кого-то из родителей, зависимость от алкоголя, выраженные супружеские конфликты, личностные расстройства и др. Поэтому специалист, который осуществляет сопровождение, должен быть компетентным в отношении психического здоровья. Для такого специалиста очень желательно иметь базовое психотерапевтическое образование, а также возможность поддержки извне.
Писать о сопровождении значительно легче, чем его реализовывать. На практике не все так просто, и не всегда возможно помочь каждой семье «примириться, открыть новую дорогу» - процесс предоставления сопровождения порой кажется неразрешимым,
«в сопровождении ты сто раз в телеге, то под телегой». Мы понимаем, что иногда это может звучать как пафосные заявления - и не только от родителей, которые декларируют «новую философию жизни», но и от специалистов, которые переосмысливают для себя жизненные ценности, достоинство человека и могут выглядеть непонятными и странными. Впрочем, опыт сопровождения показывает, что это одна из тех услуг, в которой возможно более всего нуждаются семьи, несмотря на то, что редко кто из родителей приходит в реабилитационный центр с запросом «на сопровождение». Поэтому, неудивительно, что эта услуга, и сама модель сопровождения только начинает появляться в современной концепции реабилитационных программ. И наш опыт показывает, что сопровождение может быть очень плодотворным и ценным для семьи - при условии, что его предоставляет специалист, обладающий соответствующими человеческими и профессиональными качествами, должной подготовкой к реализации этой задачи.
Итак, сопровождение, как отдельная услуга - нераздельная часть общего сопровождения семьи в пределах всей программы, а потому тесно связана с социальными аспектами поддержки семьи, программой реабилитации нарушений развития у ребенка, «терапии средой», общим сопровождением семьи всей командой специалистов. Не менее важным является объединение усилий родителей и специалистов в реабилитации общества, в достижении общественных изменений. Поддержка семьи, помощь ребенку, изменение ближайшей социальной среды, и всего общества - все это звенья одной цепи, они взаимосвязаны, и только действуя на все звенья этой цепи, мы можем достичь главной цели - полноценного развития и самореализации ребенка инвалида и взрослым своих талантов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)