Дополнительное обучение специалистов
Специалисты требуют дополнительного обучения и сопровождения в самой модели партнерских отношений с родителями. Большинство специалистов привыкло к другой модели, а потому в учебных программах и тренингах для семейно централизованных программ надо отводить много времени именно на моделирование и рассмотрение практических аспектов партнерских отношений родителей специалистов.
Отношения между родителями и специалистами не формируются одномоментно. Как и любая связь, они формируются со временем, как со временем строятся доверие, понимание друг друга, партнерство.
«Отношения развиваются во времени при условии, что специалист постепенно лучше понимает семью и ее потребности, а семья - лучше узнает специалиста и больше доверяет ему»
В построении этой связи есть определенные фазы, и специалисту важно чутко, в соответствии с этапами развития партнерства, взаимодействовать с родителями.
Выделяют четыре фазы эволюции партнерских отношений:
(1) знакомство
(2)совместное исследование
(3) сотрудничество
(4) заключительная фаза.
Согласно классификации, на начальной фазе происходит знакомство, построение доверия и подготовка к партнерству. На этой фазе происходит обмен базовой информацией о потребностях семьи и ребенка, с одной стороны, и информации о программе, с другой. Основная задача специалиста на этой фазе - способствовать установлению доверия и партнерства, предоставить родителям модель взаимодействия, пригласить и подготовить их в «совместное путешествие» в контексте семейно центрированной программы. На этой фазе устанавливаются предварительные цели, планируются первые совместные шаги.
На следующей фазе происходит совместное исследование проблем, с которыми приходит семья, дальнейшее знакомство и совместное установление целей и путей их достижения. На этой фазе для специалистов важно внимательно и терпеливо исследовать все звенья биопсихосоциальной цепочки факторов в жизни особенного ребенка, диагностировать его развитие и медицинские проблемы, а также и его ресурсы, потенциал, возможности и т.д. Не менее важным является исследование психосоциального контекста жизни ребенка, понимание тревог и ожиданий его родителей, активное привлечение их к формированию запроса и определения приоритетов в помощи семье и ребенку. На этой фазе продолжается становление партнерских отношений, и часто важным моментом становится дальнейшая презентация родителям модели такой связи и, соответственно, распределения ролей между родителями и специалистами в контексте представленной модели. Основой построения доверия и партнерства на этой фазе внимательность и открытость специалистов с потребностями семьи, понимание его опыта. Немаловажен и характер организации диагностических услуг в программе - эффективная организация во времени, без затягивания, опозданий, соблюдение обязательств перед семьей, по представлению результатов обследований и тому подобное. В конце этого этапа происходит итоговая встреча между родителями и специалистами для обсуждения результатов диагностического процесса, озвучивания обратной информации родителями, выражения ими своих пожеланий и потребностей, согласование и формирование индивидуального плана помощи семье и ребенку.
На этапе сотрудничества происходит совместная реализация плана помощи и дальнейшее формирование партнерских отношений в достижении общих целей. На этом этапе партнерство углубляется вокруг совместного взаимодействия, все большее взаимопонимание. В процессе углубления доверия семья может открывать специалисту новую важную информацию, которая может вести к постановке новых целей и изменений в программе помощи. На этом этапе важен диалог и обратная связь родителей, что позволяет также вносить дополнительные изменения и корректировать план действий. Конечно, на этом этапе так же неизбежны конфликты и недоразумения - и их не надо пугаться, их надо использовать как возможность улучшения взаимопонимания и укрепить отношения. Для многих специалистов конфликты с родителями - нелегкая история, которая приводит к нарушению партнерства, поэтому чрезвычайно важно уметь мудро решать конфликты, так, чтобы отношения не разрушались, а строились, укреплялись.
Завершающий этап партнерства связан с подготовкой к прощанию, осознанием успеха, признания компетенции родителей и их личных достижений и вклада в развитие ребенка, взаимная благодарность и планирование дальнейших шагов, которые семья уже делать сама или с помощью других специалистов. На этом этапе важен взаимная обратная связь, анализ и осознание совместно пройденного пути, соответствующих выводов и установок на будущее. Этот этап может быть нелегким, ведь часто в процессе партнерства формируется глубокая связь между специалистами и семьей и поэтому прощание может быть печальным. Если же действительно семье пора идти дальше самой или же обращаться в другое учреждение, важно вовремя это распознать, попрощаться и «провести» с напутственным словом семью в дорогу. Те заключительные слова и действия могут иметь особое значение для семьи, поэтому очень важно ответственно относиться к завершающему этапу услуг и процедуры «прощания».
«Семья - наш самый ценный ресурс. Она дает человеку его первый эмоциональный и познавательный опыт. Дети из крепких семей обычно имеют возможность стать зрелыми, сильными личностями во взрослом возрасте. И специалисты не могут помочь ребенку, если они не помогают семье. Поэтому эффективное вмешательство может быть реализовано только из-за отношения партнерства между родителями и специалистами. Поэтому специалистам важно понимать, познавать мир, в котором живет ребенок - мир семьи».