Специалисты и построение партнерских отношений
Есть также много факторов, которые определяют способность специалистов к построению партнерских отношений с родителями. Это, прежде всего, личностные характеристики, факторы психологического характера, нравственные ценности, коммуникативные навыки, а также предыдущий опыт отношений, модели, они видели в своей социальной среде, образование, подготовка к такому труду, мотивация, с которой они выбрали сферу и место работы.
Если принимать во внимание этические ценности, то самым существенным видится то, каким образом специалист воспринимает инвалидов, в контексте каких собственных жизненных ценностей он определяет ценность жизни неполноценного человека. Если, например, основной жизненной целью для специалиста становится достижение карьерного успеха, а, соответственно, ценность человека определяется его социальным статусом, то неизбежно отсталые люди будут восприниматься как неполноценные. Если же для специалиста определяющей характеристикой в человеке становится его образованность, интеллектуальный уровень, то, соответственно, умственно отсталые люди будут восприниматься опять же сквозь призму того, что им «не хватает» и тогда вполне искренне специалист может рекомендовать родителям отказаться от такого ребенка.
14 летний мальчик с синдромом Дауна и умеренной умственной отсталостью. Парень был улыбчивый, жизнерадостный, имел хорошие отношения с мамой, была довольно счастливая семья. Профессор спросил женщину, почему она не отдает сына в интернат (речь шла об учреждении социальной защиты, где парень был бы далеко от дома, от семьи). Мама ответила, что, по его мнению, парню лучше дома с семьей, они его любят и не хотят расставаться. После того, как мама вышла, профессор обратился к студентам: «Эта мама явно ненормальная, если не отдает своего сына в интернат».
Опять же, если специалист не может предположить, что инвалид может быть счастливым в жизни, то очень вероятно, что в работе с детьми его целью не будет вылечить ребенка и соответственно, надо ожидать трудностей в отношениях с родителями, особенно относительно момента принятия реальности ограничений, прогноза и тому подобное.
Поэтому в семейно центрированной программе этические ценности являются краеугольным камнем, и без четкого этического кодекса реализация такой программы невозможна. Основой этического кодекса является вера в ценность жизни каждого человека, какой бы ни была его неполноценность, в его неотъемлемое право быть любимым и уважаемым как личность, его потребность любить в ответ, развивать и реализовывать свои способности и таланты. Соответственно, учет этических ценностей очень важен в подборе специалистов.
Другим фактором, необходимым специалистам, чтобы построить партнерские отношения, является их психологические характеристики. Прежде всего, достаточная личностная зрелость. Выраженные невротические мотивации в структуре личности специалиста могут значительно затруднять построение партнерских отношений и с родителями, и с коллегами, и, соответственно, адекватную реализацию своей профессиональной роли. Если специалист имеет серьезные психологические / эмоциональные трудности, и одним из его способов компенсации / защиты становятся такие неосознанные стратегии, например, потребность быть нужным, доминировать, то они могут значительно затруднять эффективную работу. С другой стороны, важно понимать и то, что понятие «достаточной личностной зрелости» довольно условное. Вероятно, основным критерием распознавания «достаточной» зрелости может быть то, насколько человек осознает свои психологические особенности, в частности трудности и ограничения, и готов над ними работать. Другим критерием «достаточной» зрелости является открытая личность, способность не просто интеллектуально понимать, но и чувствовать другого человека, чувствовать целостно.
Эмпатия является основой способностью вступать в здоровые отношения. В случае выраженных психологических трудностей способность чувствовать других людей, как правило, серьезно нарушается, восприятие других людей искажается, а межличностные отношения затрудняются. Признаками зрелости является также искренность, доброжелательность, открытость и терпение, толерантность к людям, которые имеют разные взгляды и ценности. Важной особенностью является и некоторая покорность в смысле отсутствия нездоровых амбиций, умение ценить других, здоровое чувство собственного достоинства, достоинство и ценность других людей. К психологическим чертам для всех специалистов, работающих в кризисных вмешательствах, можно отнести и достаточное понимание себя, своих чувств, умение заботиться о своем внутреннем состоянии. Без этих навыков «психологической гигиены» существует риск профессионального и психологического выгорания. Впрочем, такие навыки психогигиены надо активно формировать и поддерживать у специалистов. Учитывая один из основных компонентов семейного сопровождения - помощь родителям в формировании «новой философии жизни» - важным фактором является и то, какая философия жизни у самих специалистов, как они воспринимают жизненные трудности, ограничения, источники счастья и самоактуализации. И еще одна важная психологическая особенность - тихий энтузиазм, за которым стоит вера в то, что всегда есть дорога развития, развития и готовность терпеливо, маленькими шагами идти...
Личность специалиста в значительной степени и определяет ту мотивацию, с которой он приходит к работе в этой особой сфере. Без сомнения, чтобы построить партнерские отношения, важна мотивация помощи, мотивация, обусловленная эмпатией сочувствием и желанием улучшить жизнь...
Не менее важным компонентом, который определяет готовность специалиста к партнерским отношениям, является его коммуникативные навыки. Многие современные учебники по работе в этой сфере отмечают не только потребность подбирать специалистов с хорошим коммуникативным умениями, но и потребность дополнительных учений, тренингов для специалистов именно в области улучшения их навыков общения, умения слушать, вести разговор, выяснять конфликтные вопросы и тому подобное.
Эти навыки очень важны в построении отношений. В большинстве программ подготовки специалистов сосредоточено очень мало внимания на этих базовых компонентах эффективной клинической работы. Освещение всех факторов эффективного общения между специалистом и клиентом - чрезвычайно сложная задача.
Перечислим основные навыки: эффективное владение невербальным общением, умением вести и структурировать разговор, ставить вопрос, облегчать выражения чувств, применить основные техники консультирования (к примеру, активное слушание, рефрейминг, разъяснения и т.п.). Лучший способ овладеть этими навыками и развить их - это участие в соответствующих тренингах (в частности с использованием видеоанализа реальных консультаций). Специалисты должны также осознавать возможные основные ошибки и препятствия в эффективном общении: в частности невнимательность, неподходящий язык тела, избыток закрытых вопросов, превращают беседу в «допрос», неподходящий темп, отсутствие синхронности и внимания к обратной реакции клиентов, неадекватное структурирование разговора, доминирование специалиста, перебивки, использование профессионального жаргона, «чтение лекций», морализаторства, осуждения, критика, категорический императивность (вроде «вы должны», «так нельзя»), обвинения, избыток советов и инструкций, давление, нечувствительные интерпретации, невнимательность к чувствам, неадекватный юмор и тому подобное. Не менее важной причиной нарушений общения может быть и ненадлежащая организация самого процесса - выбор места и времени. Умение общаться - это большое искусство, основой которого является наша эмпатия и умение слушать:
Основой слушания является эмпатия, которая может быть достигнута только в процессе общения и только самим собой и вхождением в опыт другого человека. Эмпатия слушателя - понимание того, что мы говорим и умение выразить это понимание - строить мостик связи между нами, и таким образом связывать нас с кем-то, кто понимает, беспокоится и так утверждает нас в том, что наши чувства понятны и оправданы. Сила эмпатии слушателя - это сила менять отношения. Когда глубокие, но невысказанные чувства, приобретают форму слов, становятся выраженными и принятыми, понятными, то результатом является ощущение, что тебя понимают и благодарность за разделенную человеческий опыт.
Если выслушивания строят наши отношения, укрепляя нашу связь друг с другом, они также строят и наше ощущение себя. В присутствии эмпатии у слушателя мы можем найти то, о чем мы думаем и что действительно чувствуем. Рассказывая кому-то, кто слушает, о нашем опыте, мы можем и лучше сами почувствовать себя. Таким образом, в соавторстве диалога пишется история нашей жизни»
Эта цитата напоминает о важности такой базовой клинического и жизненного навыка, как умение слушать, слушать и действительно слышать, чувствовать, понимать опыт другого человека. Несмотря на то, что нам может показаться, что такое умение достаточно простое, и мы им достаточно хорошо владеем, на самом деле часто бывает не так, и, к сожалению, в основном мы мало осознаем свои ограничения собственно в умении слушать. Часто мы не делаем как раз тех самых простых вещей. Именно с неумения слушать возникают недоразумения и конфликты в работе с родителями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)