Общественные факторы
Играют важную роль в формировании опыта семьи, в которой есть ребенок, и самого ребенка / взрослого с особыми потребностями. Степень поддержки или же, наоборот, отторжения, который имеет семья от своей ближайшей социальной среды в значимой мере будет определять то, насколько она может преодолевать трудности, связанные с отсталостью ребенка. Социальная поддержка родных, друзей, соседей может стать чрезвычайно важным фактором поддержки и ресурсом. С другой стороны, негативные реакции со стороны социальной среды могут стать мощными фактором стресса и дополнительным источником душевной травмы как семьи, так и ребенка или взрослого с отсталостью. Социальные факторы, как уже упоминалось, важны в определении того, как семья, а затем и сам ребенок воспринимает неполноценность, свои возможности прожить полноценную жизнь, быть частью общества и собственно какую роль, какое место смогут найти себя в нем. Для каждого человека также важно не только чувствовать, что о тебе заботятся, но и осознавать, что твоя жизнь имеет ценность, ты что-то даешь другим, делаешь мир красивым, добавляешь что-то к нему. Поэтому проблема открытия ценности, достоинства инвалидов в обществе чрезвычайно важна - и для общества в целом, и для инвалидов и их родных в частности. С самого осознания ценности, достоинства и дара жизни инвалидов общество может развить такие оптимальные модели услуг, Которые помогают детям развиваться, раскрывать свой потенциал, реализовывать себя в этом мире. Такие модели построены на осознании ценности интеграции, важности каждого члена общества. Такие модели выходят из видения человечества как целостной мозаики, красота которой никогда НЕ сможет быть полной, если каждый человек НЕ займет в ней единственное, отведенное ему место
Степень ограничений, которые испытывает инвалид, а также степень возможностей самореализации, интеграции, полноты жизни зависят от общественных факторов, от того, насколько открыто общество, насколько сознательно оно относительно потребностям людей с особыми потребностями, насколько человеческое.
«Поскольку степень ограничений, с которыми сталкивается инвалид человек, зависит не только от самой формы его инвалидности, но и часто значительно больше, от общественных факторов - предубеждений, негативного отношения, изоляции - поэтому так важно осознавать, что в терапии и реабилитации нуждаются не только отсталые люди, но и все общество»
Жизнь, судьба особенного ребенка и его семьи собственно во многом зависит от того, в какой социальной среде, в какой социальной реальности они живут. Человек, семья, общество в действительности лишь очень условно и является чем-то отдельным - в реальности они очень связаны. Так в приведенном разделе внимание из опыта семьи было перенесено на роль социальных факторов. На примере архитектурных барьеров мы можем осознать, насколько вопрос о доступности может радикально изменить опыт жизни человек в инвалидной коляске, открыть им гораздо больше возможностей для социальной интеграции. Поэтому так важно разрушать физические барьеры. Существуют, однако, другие, невидимые, сильнее и устойчивее барьеры - это социальные и психологические стены - предубеждения, стереотипы, тенденции негативного восприятия инвалидов. Они проявляются более глубоко в общих аспектах социальной жизни и общественного психического здоровья. И эти невидимые стены также надо разрушать - чтобы открыть возможность интеграции, возможности создания нового общества, которое основывается на любви, гуманизме, признании достоинства и ценности каждой личности и нашей взаимной ответственности друг за друга. Построение такого общества - это наше общее дело, и мы призваны творить его не только для инвалидов, но и для нашего общего блага и развития...
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)