Общественные факторы определяющие восприятие неполноценного человека
Важно отметить взаимосвязь между общественными ценностями и способом восприятия неполноценной личности.
«Способ, которым инвалид воспринимает себя, в значительной мере определяется в общей характеристики общества, теми мотивационными силами, которые определяют поведение людей в нем. Поэтому в обществе с высоким уровнем соперничества, с возвышением элиты над остальными людьми, с доминированием потребности получить статус и власть - в обществе инвалидов и всех тех, «кому не повезло», будут воспринимать как «менее ценных». С другой стороны, в обществе, построенном на признании ценности, стоимости и достоинства каждого человека - не только на бумаге, но и реально в том виде, в котором оно существует и организованно, и как оно функционирует - в обществе создается надежный фундамент, на котором люди инвалиды могут учиться преодолевать трудности и ограничения и реализовать свой потенциал
Ряд исследований, показавших связь между степенью отторжения инвалидов и этноцентризмом показали, что чем выше в каждой отдельной личности уровень убеждения, что твоя национальная группа в чем то выше других, то и выше степень неприятия и негативного восприятия инвалидов. Это неудивительно, ведь этноцентризм можно воспринимать как некую форму группового нарциссизма, способ защиты от низкой самооценки и страха отторжения. Для людей с таким типом психологических трудностей идентификация себя с группой (по признаку или национальной или религиозной, политической и, в конце концов, любой другой) на основе убеждения, что «наша группа выше и единственная обладает правдой и т.п.», является своеобразным нездоровым образом повысить собственную самооценку. Конечно, для такой нарциссической группы мир делится на «наших и чужих», первые избранные, особые, другие - менее значительные и воспринимаются свысока, а то и враждебно. Внутри такой группы нет здоровых отношений, безусловного принятия каждого человека, поэтому у членов группы существует страх в случае «отклонения» от ожиданий группы быть отверженным, быть как чужой, как «враг». Поэтому еще одной защитой становится не только изоляция, неприятие и пренебрежительное отношение к «другим», но и «потребность отвергать, чтобы тебя самого не исключили». Этот механизм часто проявляется не только в мире взрослых, но и в психологически нездоровых средах детей и подростков. В частности в основе преследования отдельных детей группой, травли, создания «козла отпущения».
Взрослый человек, психолог по специальности, делится воспоминанием из собственного детства: «Я помню, когда-то на нашей улице жил парень, который происходил из проблемной семьи, отец его был алкоголиком, мама имела проблемы с психическим здоровьем, поэтому его действительно некому было защитить. И группа ребят, которые в то время доминировали во дворе, устраивали на него настоящую «охоту» - бегали за ним, как за зверем, стреляли из рогаток, а как поймали, то обзывали, унижали, физически издевались. Я помню, как мне было страшно видеть, как в душе я чувствовал, что это неправильно, жестоко, но я помню также и страх стать на его защиту или же просто выйти из группы. Я понимал, что если я не буду с ними бежать за тем парнем, я могу навлечь их гнев на себя, и тогда они будут так же издеваться надо мной. Поэтому я бежал вместе с ними... Теперь я вспоминаю себя и анализирую как психолог, из каких семей происходили те ребята, и понимаю, что они были такими же обиженными дома, никто из них не был из счастливой семьи, никто из них, видимо, не знал безусловного принятия, многие из них жили в среде, где их унижали - и возможно их потребность унижать других была также их образом «улучшить самочувствие»
Потребность отвергать, чтобы предотвратить собственное отторжение, на кого смотреть свысока, чтобы спастись от собственного унижения, казаться выше - один из феноменов, что объясняет механизм отторжения и пренебрежительного негативного отношения к инвалидам в целом - и детей, и взрослых. Этот механизм объясняет и другие ситуации, где есть отторжение - то ли по национальному признаку, религиозному, половому или по другим причинам... Близким к этому является и другой феномен, когда человек не так активно отвергает, как просто избегает, стесняется быть в присутствии неполноценной личности - это скорее страх, что тебя осудят вместе с инвалидами...
Рассказывает студент волонтер, которому пришлось сопровождать в общественном транспорте умственно отсталого инвалида парня: «Я видел, как люди смотрели на него с испугом и отвращением, некоторые из них смотрели так и на меня: кто мол, я ему, что я с ним делаю - и я почувствовал стыд и страх, почувствовал, что хочу поскорее выйти из трамвая, что переживаю, чтобы никто из знакомых меня не увидел. Но после некоторого времени я понял - он не заслуживает такого отношения, и проблема не в нем, а в тех людях, которые так на него смотрят. И я как-то даже выпрямился и начал с ним говорить. Мне хотелось дать ему знать, что я с ним, и я рад быть с ним - и я увидел, что он почувствовал это - на его лице появилась улыбка. И я был счастлив в тот момент и горд собой, что я смог преодолеть свой страх и стыд...»
Взаимосвязь между восприятием неполноценной личности в обществе и общественным здоровьем в целом показывает, насколько все в обществе взаимосвязано и его проблемы не могут быть решены без одновременного решения других:
« В конце концов, мы можем улучшить общее состояние психического здоровья общества, чтобы в нем вообще и в отношениях между людьми в частности не было больше необходимости унижать других для возвышения себя. Мы должны осознать, что личности, которые унижают других, является, по сути, также инвалидами, только их неполноценность кроется в основном в эмоциональной сфере, и эти личности также нуждаются в понимании и помощи, чтобы достичь здорового уровня функционирования»
Унизительное, пренебрежительное восприятия инвалидов обусловлено системой ценностей, которая собственно определяет, в чем стоимость и ценность человека. Если общество построено иерархически вроде лестницы, где достоинство человека зависит от ступени, на которой он находится - которая его социальный статус, чего в жизни он смог достичь, какой уровень его образования, достатка и т.д. это, конечно, в таком обществе, где чувство достоинства и ценности человека условно, отсталые люди будут восприниматься как менее значительные, ведь часто их возможности подняться по лестнице социального успеха ограничены. В современном обществе с нарастанием тенденций индивидуализма мы можем наблюдать и нарастание тенденции к отождествлению стоимости человека с «социальным успехом». Однако мы должны помнить, что достоинство и стоимость человека и для индивидуального, так и для коллективного психического здоровья является безусловной. Здоровое общество построено не по модели пирамиды, а по модели мозаики или тела, в котором каждый его член важный и ценный, независимо от успеха, способностей или ограничений. Такое видение человечества и достоинства человека - плод созревания общественного и индивидуального сознания, плод гуманистического мировосприятия, оно питается также из духовного корня человечества, из безусловной ценности человека, объявленной в христианских догмах, а также ценностей других мировых религий.
Если рассматривать проблему отождествления достоинства человека с его общественным успехом, то стоит вспомнить и о другом, социально общепринятом стереотипе - отождествлении человека с его интеллектом, способностями, образованием и т.д. Само определение человека как биологического вида Homo sapiens - человек разумный - предполагает, что то, что делает человека собственно человеком - его интеллектуальное развитие. И при таких обстоятельствах и дети, и люди умственно отсталые вроде « неполные люди», потому что их уровень интеллектуального развития не соответствует норме взрослого человека. Поэтому не удивляют результаты исследований, которые свидетельствуют, что по сравнению со всеми другими формами инвалидности люди умственно отсталые воспринимаются негативно. Данные исследований для сравнения восприятия / принятия людей с различными формами инвалидности, где указано, собственно к умственно отсталым степень неприятия высокий: к примеру, если 93% опрошенных взрослых выразили возможность работать рядом с физическим инвалидом, то к умственно отсталым такую возможность выразили только 30%.Такое восприятие достоинства и сущности человека привело к появлению качественно иного видения и определения сущности человека. В частности философ и антрополог Жан Ванье предложил определять человека не по формуле «человек разумный», а по-новому: человек, который любит. Ведь все мы знаем из истории о многих «умных и интеллектуально развитых» тиранах и диктаторов; и собственно из-за них мы можем утверждать, что они потеряли свою человечность. И вообще, когда мы говорим о человечности, то имеем в виду не интеллект, а именно способность к любви, сострадания, солидарности. И собственно в этой особой способности личности умственно отсталые, и дети не обделены, несмотря на свое ограниченное интеллектуальное развитие...
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)