Неполноценность и общество
Опыт особенного ребенка и семьи, в которой он растет и воспитывается, его способ восприятия инвалидности нельзя рассматривать в отрыве без учета социальных факторов в целом, и в частности от социальных стереотипов в восприятии инвалидов.
Распространенной реакцией на неполноценных людей является страх. Этот страх имеет разные корни и много элементов. Прежде всего, это может быть страх неизвестного – из-за отсутствия общения, недостаток опыта отношений с инвалидами мы просто можем не знать, как с ними общаться, чего ждать, а потому, как и в ситуации столкновения с чем-то неизвестным, можем испытывать страх и тревогу.
Эта история (на примере восприятия особенного ребенка другим здоровым ребенком) проясняет этот механизм тревоги: четырехлетняя девочка Иванка говорит своей бабушке, что не хочет, чтобы к ним в гости приехали друзья бабушки - семья с инвалидами девочкой Леночкой (у нее ДЦП и он на тележке). Иванка не поддается уговорам бабушки: «Я ненавижу Леночку, я не хочу, чтобы она приезжала» Бабушка уточняет: «Ты ненавидишь или боишься?» Тогда девочка стихает: «Да, бабушка, я его боюсь». «А чего ты боишься? - Я боюсь заразиться от нее ее болезнью». После спокойных объяснений бабушки о природе инвалидности, Иванка согласилась на приезд гостей. Однако ее другие вопросы проявляли растерянность, которую он имела при предыдущей встрече с Леной: он не знала, как с ней разговаривать, как играть, чего от нее ожидать, что она может и тому подобное.
Часто причины этого страха более глубокие: созерцание инвалидности другой личности вызывает у нас ощущение хрупкости, незащищенности. Такой человек уже своим
присутствием напоминает, что есть много вещей, которые мы не можем в жизни контролировать; что инвалидами можем стать и мы, и наши родные, никто от этого не застрахован... Поэтому неудивительно, что в присутствии неполноценного человека немало людей переживают страх, как и при столкновении с похоронами или известием о чьей неожиданной смерти. Это также вызывает у нас ощущение хрупкости, это может также произойти и с нами, и с нашими родными...
Делится впечатлением о посещении реабилитационного центра журналистка, которая никогда до этого в жизни не сталкивалась с детьми: «Мне страшно - их так много и это неизлечимо... Мне страшно думать о беременности - а если у меня будет такой ребенок? В конце концов, а если со мной что-то случится, как с той Ирой (молодая особа, парализованной в результате несчастного случая уже во взрослом возрасте)? Я, наверное, не смогла бы этого вынести. Как вы здесь работаете? Как вы можете смотреть каждый день на это горе?» Когда журналистке было предложено на прощание зайти в класс, сказать детям « до свидания», он отказалась: « Мне жаль этих детей, но я не могу на это смотреть...»
Поэтому не удивительно, что многие люди действительно не желают, боятся видеть инвалидов. И это общечеловеческий страх - именно из-за него многие люди избегают инвалидов, не желают их видеть, общаться с ними. Возможно, именно в этом механизме кроется одна из исторических общечеловеческих тенденций изолировать инвалидов...
Помню, как несколько лет назад мы проводили летний лагерь для семей с детьми на базе отдыха налоговой инспекции. И вот нам сообщают, что на несколько дней приедет на отдых один высокий чиновник. Семьям предлагают срочно сделать перерыв и в настоящее время вернуться домой. Объяснение было простое - чиновник высказался, что ему трудно отдыхать в присутствии детей с неполноценностью инвалидностью.
Принять подобную ситуацию - это важная задача психологического развития человека, путь к достижению внутренней зрелости. Теоретики экзистенциальной психотерапии отмечают, что без принятия нами ситуации, без постижения способности смотреть в действительности, человек находится в состоянии невроза, постоянно нуждается в беге от внутренней тревоги, жизни в иллюзиях, ограничивает свой контакт с реальностью. Можно сказать, что опыт общения с инвалидами может способствовать внутреннему развитию человека, интеграции собственных страхов относительно имеющихся или возможных собственных ограничений, болезней, старости, смерти. Ведь в целом феномен инвалидности включает в себя много общечеловеческих компонентов - принятие ограничений, собственной слабости, принятия себя таким, какой ты есть, умение преодолевать трудности, потребность в помощи и многие другие - и надо сказать, что каждому человеку на том или ином этапе жизни приходится сталкиваться с этими явлениями и потому, важно быть подготовленным к этому. Поэтому неполноценность других людей может вести человека к принятию собственных ограничений, может стать толчком к интеграции собственных страхов – значит к дороге к высшей внутренней зрелости.
На основе этого можно понимать, что социальная интеграция инвалидов является важным процессом для всего общества. Она нужна не только инвалидам, но и другим. Интеграция таких детей в систему общего образования нужна также не только детям с особыми потребностями, но и здоровым школьникам, на которых, при должной поддержке взрослых, присутствие в классе особенного ребенка может повлиять положительно, способствовать развитию эмпатии, способности помогать, заботиться о других, более глубокому пониманию жизни, опыта жизни с трудностями и ограничениями, росту психологической зрелости. Именно в этом отсталые люди могут по-настоящему преобразовать общество, если оно будет открытым принять их.
Известный философ, антрополог Жан Ванье делится: «Мой опыт убедил меня, что мы многому можем научиться от людей инвалидов, которых общество часто отвергает.
Когда мы принимаем их, то своим присутствием они обогащают нашу жизнь. Они могут помочь нашему обществу измениться, стать более человечным».
Такой способ восприятия инвалидов резко контрастирует с довольно распространенным исторически способом восприятия их как «общественного балласта» - ведь если они не могут во взрослом возрасте работать, быть «общественно полезными» - в таком случае инвалиды являются лишь бременем для налогоплательщиков. Не потому ли в гитлеровской Германии инвалидов массово казнили, чтобы не тратить государственных средств на их содержание - а в их жизни не усматривалось никакой ценности? Сегрегационный подход к решению проблемы инвалидов путем изоляции их в заведения, который доминировал в большинстве стран прошлого века, так же служил «недееспособной» части общества и на общественном уровне так же был призван свести к минимуму финансовые затраты на «содержание» неполноценной личности. И не потому ли так активно рекомендовалось родителям отказаться от ребенка, отдать его в интернат - ведь тогда родители остаются «работоспособными членами общества», а уже государство «позаботится» об их детях... При таком подходе ценность жизни и достоинство неполноценного человека общественно занижались, а сегрегационные система фактически поддерживала потребность изолировать, чтобы не видеть инвалидов «несчастных и ни к чему не способных». Осознание, что такая система обижает не только инвалидов, но и все общество, лишает его, «наиболее не раскрытого общественного ресурса « такое осознание появилось, и начало постепенно расти только во второй половине прошлого века, соответственно изменяя структуру услуг и в целом модель и культуру интеграции. Именно в этой модели инвалид воспринимается не просто как «несчастный», нуждающийся в опеке, а как человек, имеющий свой потенциал к развитию, свои ресурсы, а, соответственно, многое может и может дать другим...
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)