Гиперопека особенного ребенка или вседозволенность
Гиперопека и вседозволенность является частой формой нарушения. Понятно, что когда ребенок имеет ограниченные возможности, он требует большей опеки и большей помощи, вызывает больше тревог и волнений у родителей. Поэтому им нелегко найти тот баланс и ту золотую середину между недостаточной помощью и чрезмерной помощью. Часто это становится задачей специалистов - показать, подсказать родителям возможности ребенка и его потребность в самостоятельности для развития собственных возможностей, формирование инициативы и ощущения собственной компетентности, а, следовательно, и положительной самооценки в целом. Впрочем, не все проявления гиперопеки подвергаются воздействию таких простых вмешательств в форме разъяснений. Частыми факторами, которые стоят за гиперопекой / вседозволенностью, является чувство сожаления к ребенку и чувство вины (вспомним себе, что последнее часто может быть иррациональным, когда мама, к примеру, может считать, что «это из-за меня ребенок инвалид»). В таких случаях отношения типа «все для ребенка, нельзя от него ничего требовать, потому что он и так бедный, несчастный» является проявлением жалости и попыткой «искупить вину» компенсировать ограничения, «обделенность» ребенка в других сферах. Это становится препятствием к здоровому личностному развитию особенного ребенка и приводит к формированию нездоровых межличностных отношений.
Галя 8 лет, девушка пошла в первый класс общеобразовательной школы, у нее ДЦП. Она живет только с мамой - родители развелись, когда дочка была совсем маленькой. На консультацию женщину заставили обратиться учителя. Учитывая поведенческие проблемы девочки в школе - Галя отказывается выполнять указания учительницы, часто делает то, что хочет, а если возникают проблемы - плачет, обижается. В разговоре женщина признается, что ее отношения с дочерью довольно напряженные, поскольку девушка часто устраивает истерики, когда требует чего-то от мамы, а та отказывает, требует, чтобы все было так, как она хочет. «Дочка - это все смысл моей жизни, я живу только для нее, я ей ни в чем никогда не отказывала, отдавала все ей, а он теперь такая неблагодарная стала - совсем меня не слушает, может кричать на меня, обзывать».
Понятно, что поведенческие проблемы девочки напрямую связаны с недостатком здоровой дисциплины дома, с атмосферой вседозволенности, которые привели к нарушению формирования у ребенка самоконтроля, развития оппозиционного поведения, желание управлять другими, неумение жить по правилам коллектива и т.д. Д.
Ире 18 лет, у нее легкая форма умственной отсталости. Впрочем, ее приспособленность к жизни очень мала: девушка не умеет реально заботиться о себе, готовить есть, ходить в магазин и много других вещей, которым она бы вполне смогла научиться, учитывая свои возможности. Однако она не только не умеет - она боится делать многие вещи, например, идти самой на прогулку или даже пойти к соседям то попросить - всюду идет только с мамой. И это тоже неудивительно, ведь с детства она привыкла, что все делается для нее и за нее, вот так она не научилась быть самостоятельной - ни в быту, ни психологически. Такая жизненная позиция, впрочем, не вызывает какого-то сопротивления со стороны мамы, ей, кажется, такая зависимость дочери довольно приятная - он говорит, что в этом смысл ее жизни - помогать своему ребенку: «Мне приятно быть ей нужной...» Зато такую позицию сестры полностью не принимает брат, который в целом имеет с ней негативно окрашенное отношение, считает ее ленивой и «паразитом», злится также и на маму, которая этому способствует...
Этот случай демонстрирует довольно распространенный механизм гиперопеки - неосознанную невротическую мотивацию в структуре личности женщины - потребность быть нужной. Собственно многие женщины, имеющие низкую самооценку, применяют такой, не совсем зрелый, способ почувствовать собственную значимость - «если во мне кто-то нуждается, если кто-то без меня не может обойтись, то моя жизнь имеет смысл, значит, я важна...» Соответственно, в таких случаях гиперопека - это больше ответ на психологические проблемы женщины, чем собственно на нужды ребенка - хоть в основном женщина этого не осознает; поэтому и не всегда удается даже с использованием психотерапевтических техник и подходов помочь ей осознать негативные последствия такой гиперопеки - и для самого ребенка, и для их отношений, и, в конце концов, и для самой женщины. В таких случаях мать эмоционально зависима от ребенка, потому что надеется на ответ ее любовь и благодарность, боится их потерять, ведь такая потеря ее ранит, она воспринимает ее как обесценивание и отторжение. Это все касается ее внутренней незаживающей раны - часто еще из собственного детства. Поэтому такая эмоциональная зависимость делает женщину податливой к манипуляциям, а, соответственно, ребенок может успешно использовать это с помощью истерик - и только разрушить попытки установить дома какую-то последовательную дисциплину и правила - вот тогда формируется патологическое симбиотическое отношение, где, собственно, ребенок управляет мамой, становится «королем». Это, конечно, отнюдь не способствует его полноценному личностному развитию и препятствует социальной интеграции, ведь в коллективе сверстников мало кто подружится с ребенком, который хочет лишь всеми управлять...
Василию 28 лет, у него ДЦП, тетрапарез, он в коляске. Дома он - тиран - если чего-то захочет, то это должно быть. Он будет делать истерики, плакать, кричать и другими способами психологически «давить» на маму. Хочет, чтобы ему купили компьютер - мама должна отказывать себе в последнем, чуть ли
не всю пенсию на то откладывать. Потом надо еще приставку к компьютеру и так далее... Друзей у Василия нет, его выраженный эгоцентризм мало кто может долго терпеть...
Гиперопека / вседозволенность по отношению к неполноценному ребенку обычно негативно влияет на динамику семейной системы, поскольку ведет к формированию симбиотической связи взаимной зависимости между мамой (или папой, бабушкой и др.) И с ребенком, эти отношения обычно конфликтные, но с другой стороны, другие члены семьи (отец, здоровые дети) смещены несколько на периферии, лишены внимания, а потому, соответственно, могут реагировать на это негативно или еще большей изоляцией, или же, наоборот, агрессией или другими попытками привлечь к себе внимание и «выровнять равновесие». Гиперопека / вседозволенность негативно влияют и на психологическое развитие самого ребенка, затрудняя развитие самостоятельности, независимости, инициативности, эмпатии, здоровой самооценки и самоконтроля. В конце концов, это затрудняет дальнейшее социальное развитие ребенка, его интеграции в среду сверстников.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)