Эмоциональное и физическое ущемление особенного ребенка
Согласно эпидемиологическим исследованиям, дети могут быть объектами физического / эмоционального ущемления в семье. В развитии этого могут играть роль и определенные характеристики ребенка, которые кажутся особенно «изнурительными» для родителей - такие, как гиперактивность, импульсивность, поведенческие проблемы (которые особенно часты у детей с неполноценностью аутизмом, умственной отсталостью), и чисто семейные факторы, такие, как степень стресса, психопатология родителей и др. Без сомнения, негативную роль может играть и социальная невосприимчивость детей, которая становится своеобразной «лицензией» на негативное отношение к ребенку.
Молодая девушка инвалид вспоминает о своем детстве: «Я постоянно слышала от своей мамы, что если бы не я и моя ДЦП, он бы имела совсем другую жизнь. Я никогда не чувствовала ее любви, я никогда не любила своих дней рождений и не люблю до сих пор: мне все кажется, если бы меня не было, всем было бы лучше. Я из двойни, и мой брат умер при рождении - я в детстве ему постоянно завидовала. А когда у моей мамы было «плохое настроение», тогда я думала об одном - куда спрятаться: он могла бить меня: что я медленно одеваюсь, что чего-то не сделала, за проблемы с математикой. Но более болезненными были ее словесные побои: мне до сих пор звучат в ушах все те матерные слова, которые он мне выговаривала...»
Опять же в различных государствах в зависимости от общего экономического состояния государства и политики государственной финансовой поддержки для таких семей этот фактор может быть менее или более стрессовым.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)