Влияние на семью как на систему
Одной из главных характеристик современного видения реакции семьи на неполноценность ребенка является системное понимание семейной динамики. Мы не можем говорить об отдельном влиянии особенного ребенка на кого-то из членов семьи. Реакции каждого из членов семьи взаимосвязаны, изменения в отдельной части системы отражаются на всей семье.
Например, в одной семье рождение ребенка с синдромом Дауна привело сильные чувства мамы Ирины. Так, она теперь имеет комплекс вины в связи с большим желанием иметь ребенка, несмотря на брак в уже пожилом возрасте. Это чувство вины усилилось после ссоры с мужем, во время которой он упрекал жене, что это он хотела этого ребенка, а теперь из-за нее все должны мучиться. С другой стороны, Ирина испытывает сильные материнские чувства. У мужчины, Юрия, появилась склонность избегать семьи: он задерживается на работе, имеет какие-то дополнительные дела на выходные. Можно думать, что это избегание вызвано и его личным переживанием инвалидности дочери, и, вероятно, заостренными, конфликтными отношениями с женой. Ирина чувствует себя оставленной, преданной, и признается, что «потеря мужа для меня гораздо страшнее, чем перспектива воспитания неполноценной дочери». Ко всем сложностям можно добавить еще и давление со стороны родителей мужа, что от ребенка стоит отказаться. Это обусловило бурную реакцию родителей Ирины, которые обвинили сватов в бессердечности...
Теоретически проанализировать всю сложность системных реакций довольно трудно, поскольку в каждом конкретном случае изменения в динамике семьи обусловлены неповторимой совокупностью индивидуальных факторов, исследовать влияние каждого отдельного фактора и его связь с теми или иными изменениями также очень сложно.
Попробуем проанализировать, что известно из научных исследований и клинического опыта о влиянии инвалидности / хронической болезни на каждого из отдельных членов семейной системы и подсистемы (супруги, братья / сестры, родители дети), на смену отношений внутри семьи и связей семьи с ближайшим окружением.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)