Механизмы и стратегии преодоления стресса
Выбор стратегий осуществляется на основе когнитивной оценки ситуации (фактор С), не всегда объективен, может быть искажен личными убеждениями или влиянием негативных социальных оценок. На основе когнитивной оценки человек делает вывод о том, можно ли ситуацию изменить, или, скорее, надо изменить свое отношение к ней. На основе первой оценки человек принимает проблемно ориентированный коупинг подход и ищет пути преодоления, уменьшения или решение проблемы. Так родители могут просить о помощи в уходе за ребенком бабушку или дедушку, искать пути увеличения финансовой прибыли, вступать в родительскую организацию или политическую партию, чтобы поменять законодательство, эмигрировать с ребенком за границу и т.д. Не все коупинг стратегии родителей, ориентированы на решение проблемы и обязательно дают желаемый результат. Продажа автомобиля, чтобы заплатить шарлатану целителю за обещанное исцеление ребенка или неутомимые поездки в поисках врача, который вылечит неизлечимую болезнь, являются примерами именно таких неэффективных стратегий коупинга, которые на самом деле не только не решают, но и создают новые проблемы. Одной из эффективных коупинг стратегий по уменьшению негативного влияния стресса является использование социальной поддержки - и в своей семье, и в социальном окружении - родственников, друзей, специалистов, церкви или религиозного сообщества, родительских группах и др. Наличие и качество социальной поддержки является критическим фактором в способности семьи преодолевать стрессы. Поэтому социально изолированные семьи требуют особенного внимания специалистов, а «исследование сети социальной поддержки должна проводиться в каждом случае специалистами и быть включено в концепцию обследования и понимания опыта семьи»
В случае, когда оценивает ситуацию как таковую где нельзя ничего изменить, действуют актуальные эмоциональные коупинг стратегии, цель которых - регуляция собственного эмоционального состояния в ответ на стресс. Они могут быть продуктивными: например - переосмысления события, предоставление ему значение в смысле жизненных ценностей, переориентация усилий, перестройка жизненных планов, прощение и др. Возможны также и непроизводительные пути коупинга: игнорирование проблемы, бегство в другую деятельность, «чтобы забыться»; употребление алкоголя, пассивная капитуляция, самоубийство.
Модель стресса и коупинга очень важны не только в понимании опыта семьи, но и в практической помощи семьям. Понимание же всех тех трудностей, с которыми сталкивается семья, полезно не только для планирования услуг в рамках конкретного учреждения, которое работает с семьями, но и для формирования государственной политики в этой сфере.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)