Кодекс культуры общения учащихся-волонтеров с инвалидами
Идея культурологического подхода присуща концепциям жизнетворчества, эстетического воспитания подрастающих поколений. Она рассматривает личность как продукт определенной социокультурной среды, влияющей на приобщение молодежи к общечеловеческим ценностям в условиях конкретного взаимодействия культурно-исторических, нравственных, духовных и мировоззренческих ценностей; стимулирует новаторские изменения в социальной среде за счет развития способностей к творчеству, различных форм мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.
Прежде всего, это внесение новых, оригинальных элементов в организацию педагогического процесса, эффективного применения прогрессивных моделей организации обучения, воспитания, развития личности, открытие новых форм, методов, способов педагогической деятельности. Воспитание порядочности, бескорыстия, сопереживания, уважения достоинства и культуры каждого человека – одна из главных целей и актуальных проблем педагогической деятельности. Молодые люди всегда стремятся к самоутверждению. А наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы помочь им выбрать правильный способ повышения своего социального статуса и получить признание своих способностей. Одним из таких способов является мотивация добровольческой деятельности по оказанию моральной и физической помощи тем, кто в ней нуждается. Проект «Волонтерское движение», организованный в Профессиональном лицее сферы обслуживания, направлен на взаимодействие с Центром реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями. Цель данного проекта – благотворительная помощь инвалидам, организация совместных культурных мероприятий, помощь в благоустройстве территории и помещений. Общение с подопечными Центра, проявление сострадания и милосердия к инвалидам помогает лицеистам переоценить ценности, и, безусловно, способствует самоутверждению себя как личности.
Особенности общения с инвалидами
Инвалидность – не приговор
Считается, что отношение к инвалидам в обществе тем лучше, чем выше уровень развития и демократичности этого общества. К сожалению, в этой сфере жизни в России дела обстоят не очень хорошо.
Инвалидность – это не медицинская проблема, это проблема неравных возможностей. Еще 10-15 лет назад некоторым категориям граждан с ограниченными физическими возможностями не к чему было применить свои знания, умения, таланты или просто интересно провести время. Из развлечений были доступны книги, телевизор и вид из окна.
Сейчас выбор вида деятельности значительно расширился. С усовершенствованием технологий ранее не доступные вещи все чаще появляются в обиходе. В настоящее время с появлением компьютеров у инвалидов появилась возможность общения через Интернет-ресурсы: клубы встреч, службы знакомств, официальные сайты помощи и др. Однако, самая большая ценность – это непосредственное общение, общение как взаимодействие.
Уровни общения
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение, как взаимодействие, происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
- Установка контакта (знакомство).
- Ориентирование в ситуации общения.
- Обсуждение интересующей проблемы.
- Решение проблемы.
- Завершение контакта (выход из него).
Потребность общения у инвалидов очень велика. В то же время она не сразу перерастает в настоящую потребность в личном общении. Она длительное время сохраняется лишь как потребность в помощи, и не только материальной или физической. Инвалиды часто принимают такие формы помощи, как привлечение внимания к сказанному и сделанному, одобрение, подсказка, совет и так далее.
Для многих из нас общения с людьми с ограниченными возможностями – задача не из легких. Люди боятся задеть инвалида неосторожным словом, взглядом, заставить человека почувствовать себя некомфортно.
Действительно, как общаться с людьми с ограниченными физическими возможностями так, чтобы не задевать их и в то же время, чтобы и та, и другая сторона чувствовала себя достаточно комфортно? Для этого нужно хорошо понимать, что думает и чувствует такой человек о себе, о нас и вообще об окружающем мире. Нам всем очень важно научиться общаться с ними так, как они этого заслуживают, то есть как с равными себе людьми – с должным уважением и теплотой.
На самом деле, научиться корректно общаться с этими людьми не так и сложно: главное, чтобы было такое желание. В любом случае, владение подобными навыками – вещь нужная и полезная.
В течение почти трех лет работы наших волонтеров с Центром реабилитации инвалидов, мы всякий раз убеждаемся в том, что эти трудности преодолимы. Ведь дети бывают порой прямолинейные и жестокие, и могут превратить жизнь инвалида в настоящее испытание. Для того, чтобы исключить это явление, мы строим учебно-воспитательный процесс на кодексах культуры, включающих морально-этические принципы уважения и принятия людей с разной степенью физического, эмоционального и интеллектуального развития.
Слова. Как мы их называем
Человек устроен так, что какие бы недостатки у него не были, он всегда хочет чувствовать себя «на-равных» с другими людьми. Особенно это касается инвалидов. Поэтому во время общения с человеком с ограниченными физическими возможностями любое неосторожное слово может обидеть его и навсегда отбить у него желание общаться с этим человеком. Что же это может быть за слово?
Не так давно был проведен социологический опрос инвалидов с самыми разными проблемами. Суть опроса заключалась в том, что этих людей попросили рассказать, какие ассоциации вызывают те или иные обращенные к ним слова. И вот что выяснилось: когда человека называют глухонемым, в этот момент он начинает чувствовать, что никогда не сможет общаться с другими людьми никоим образом.
Когда инвалида называют «плохим», этот человек испытывает сочувствие и жалость окружающих, которые скорее угнетают его, чем поддерживают. А когда человек, который не может самостоятельно ходить, слышит про себя слова «прикован к инвалидной коляске», он чувствует себя обреченным... Страшно представить, каково это: постоянно слышать такие слова от окружающих близких и незнакомых людей?!
Поэтому, перед организацией благотворительных акций и совместных мероприятий с Центром реабилитации инвалидов мы не только проводим подготовительную работу с волонтерами, которые принимают участие в акциях, но и тщательно продумываем все сценарии, подбираем нужную информацию.
Отношения. Что мы о них думаем
Честно скажу, наши первые встречи с подопечными Центра вызвали бурю эмоций, основной из которых была жалость. Это нетрудно было прочесть на лицах наших волонтеров. Мне, как куратору проекта, необходимо понять для себя и объяснить ученикам самое главное правило общения с инвалидами: всегда нужно помнить о том, что инвалид – это такой же человек, как и другие, только ограниченный в возможностях видеть, слышать, говорить или двигаться. Поэтому ему нужна помощь, но не жалость!
Жизнь многих инвалидов полная впечатлений, насыщенная радостями и заботами. Ведь то, что они по каким-то причинам не могут ходить, это вовсе не означает, что они глупее других. Очень много даже врожденных заболеваний, вызвавших инвалидность, протекают на фоне нормального уровня интеллекта. Более того, как правило, у людей с ограниченными физическими возможностями обнаруживаются скрытые резервы творческих способностей и талантов.
И в этом мы с лицеистами очень скоро убедились, когда увидели рисунки и поделки подопечных Центра и услышали их стихи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)