Кодекс культуры общения с инвалидами
Слово «инвалид», которое буквально переводится с латыни как недействительный, не основанный, за рубежом уже сегодня практически выходит из употребления, а его применение к людям с нетипичными внешностью и потребностями считается нарушением их прав. Соответственно, люди избегают употреблять такие слова, как глухой, слепой, заика, заменяя их сочетаниями «с ослабленным слухом» (зрением, речевым развитием).
В нашей стране слово «инвалид» все еще используется для определения степени сложности заболевания и предоставления социальных льгот в этом случае человеку.
Однако, и у нас оно постепенно стало вытесняться такими понятиями, как «ограничение возможностей», нетипичное состояние здоровья, «особые нужды».
Говоря о кодексе общения с инвалидами, надо помнить, что перед нами люди с ограниченными возможностями, но в процессе общения и работы с такой категорией учащихся, мы должны относиться к ним как полностью здоровым людям и не унижая их человеческое достоинство.
У преподавателей и мастеров ПО должны быть достаточно квалифицированные помощники – оборудование, приспособленное для той или иной категории инвалидов, специально разработанная методика обучения, учебные материалы, программы и экзаменационные требования.
Забота об инвалидах и поддержка их в процессе обучения в стенах ПТУ зависит от толерантного отношения работников ПТУ, от необходимости изучения средств поддержки каждого конкретного случая и, в особенности, от конкретного вида инвалидности.
Кодексы культуры общения с инвалидами включают в себя внимание, поддержку, заботу, сочувствие, помощь, толерантное отношение друг к другу.
Толерантность понимается как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира». Толерантность определяется как «гармония в разнообразии». Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом обществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку другой этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной, сексуальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, которые исповедуют другие политические взгляды. Толерантность не означает только признание факта существования «другого». Толерантность означает возможность «другого» почувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.
Толерантность к инвалидам – это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для сосуществования людей с альтернативными потребностями.
Толерантность также не означает принятия любых культурных и социальных групп, некоторые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность, не могут быть объектами толерантности. Существует даже лозунг «Никакой толерантности к нетолерантности». Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических действий, четкого определения цели педагогом. Однако, формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии и осознании учащимися того, зачем им нужно это качество и осознание значимости для общества. Единство цели для педагога и учащихся является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовать персонифицированную цель. Отсюда необходимость соблюдения индивидуальных и человеческих особенностей.
Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) в основном зависит от индивидуальных свойств учащихся: уже существующих моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития духовных и природных особенностей и тому подобное. При формировании толерантности следует учитывать также гендерные особенности и, прежде всего, различение в чертах личности и социального поведения. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности, степень эмоциональной чувствительности, восприимчивость к влиянию других людей и убеждению себя другими. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.
В юношеский период – духовность и моральный облик сформированы, человек стремится сделать добро, в связи с этим возникает потребность в толерантном взаимодействии с социумом, но юноша неэкономный, поэтому важно опираться на альтруистические потребности и необходимость в самовыражении, и в самоубеждении и, в то же время, напоминать о границах толерантности. В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания учащихся с ограниченными возможностями. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культуры в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
Воспитание толерантности в большинстве зависит от того, насколько ученики, ученики с ограниченными возможностями осознают значимость этой категории и связь их с жизнью, видят ее результаты или последствия толерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе в целом, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным взаимодействием в общении юношей с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие различия слова с делом.
Независимо от позиции учащихся с ограниченными возможностями, их мировоззрения, уважительное отношение к ним является необходимым принципом воспитательного процесса.
При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию детей, но при необходимости корректируя ее, мы показываем им пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
Воспитывая это моральное качество, мы должны проявлять заботу, внимание и поддерживать развитие, видеть в детях с ограниченными возможностями именно развитую личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности возникает актуализация положительных черт, положительного социального опыта, развитых, (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимоотношений с людьми.
Воспитание толерантности в большинстве случаев обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантная окружающая среда, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.
Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды:
- Опора на положительный опыт толерантного взаимодействия;
- Создание атмосферы ненасилия, заботы и уважения в коллективе педагогов, в отношениях преподавателей и учащихся;
- Использование демократического стиля педагогического руководства;
- Организация диалога и сотрудничества;
- Организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности инвалидов.
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество, как ведущий тип взаимодействия, являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-преподаватель, ученик-преподаватель-среда, ученик-преподаватель-культура.
Принципы толерантности закреплены в основных законах государств и провозглашены в международных декларациях. Главный документ – Всеобщая декларация прав человека, которую дополняют Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о предупреждении геноцида, Декларация по правам лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
Несмотря на то, что мировое общество тем самым всестороннее защитило человека от дискриминации, государства-члены ЮНЕСКО решили необходимым принять еще и Декларацию принципов терпимости. В ней провозглашено, что, хотя люди по своей природе различны, все они равны в своих достоинствах и правах, формах самовыражения и проявлениях своей индивидуальности. На государственном уровне терпимость должна быть обеспечена справедливым и беспристрастным законодательством, единым для всех судебно-процессуальных и административных норм.
Сформулированы семь основных принципов толерантности:
- Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей;
- Уважение различий;
- Понимание индивидуальной неповторимости;
- Взаимодополнение как основная черта различий;
- Взаимозависимость как основа совместных действий;
- Культура мира;
- Сохранение памяти.
Исходя из вышесказанного и составлены кодексы общения с учениками-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями. Их всего семь, как и семь основных принципов толерантности. Это первое и главное – толерантное отношение к человеку, а из него следуют другие: 2 – внимание, 3 – поддержка, 4 – забота, 5 – сочувствие, 6 – уважение, 7 – помощь.
Следуя кодексам общения с учениками и лицами с ограниченными возможностями, преподаватели, воспитатели, библиотекари и мастера производственного обучения вносят свой посильный вклад в развитие и воспитание учащихся как полноценной личности, помогают найти ученикам свое место в этом непростом противоречивом мире.
Государство признало право инвалидов на полноценное участие в общественной жизни и проводит работу по их адаптации. Существуют специальные программы, которые облегчают участие людей с ограниченными возможностями. Совершенно разные потребности у детей с ослабленным зрением и слабослышащих детей, тех, у кого поражена нервная система, и тех, кто прикован к инвалидному креслу. Именно поэтому действует индивидуальная Программа реабилитации, которая призвана учитывать интересы каждого конкретного ребенка.
В рамках данной программы в лицее также проводится работа с этой категорией учащихся. Методом дифференцированного подхода проявляются способности, склонности детей, их увлечения.
Работники библиотеки, учитывая их возможности, стараются привлечь к мероприятиям, которые проводятся в библиотеке. Не секрет, что детям с ограниченными возможностями это непросто сделать, но они стараются и очень рады участвовать в общественной жизни лицея.
«Инвалидность – не приговор». Дети с ограниченными возможностями могут заниматься творчеством, общаться с друзьями, получать знания наравне со всеми.
Действительно, это так. Инвалидам должна предоставляться помощь со стороны государства, городских властей и общества. А работники лицея, в силу своих возможностей, оказывают посильную помощь в становлении ученика- инвалида как личности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)