Мировая практика подготовки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
На Западе люди с ограниченными возможностями чувствуют себя полноценными членами общества. Для них строятся удобные жилые дома, в которых они могут нормально передвигаться, обслуживать себя и делать все на равных правах со здоровыми людьми, то есть жить полноценной жизнью.
Здесь на территории домов, кроме многих удобств: пандусы, подъемники, есть даже аллеи для прогулок инвалидов-колясочников, теннисные корты, спортивные площадки.
Организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, несут ответственность за выполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Если говорить о зарубежном опыте обучения инвалидов, то в некоторых странах активно действуют организации, которые непосредственно не занимаются разработкой специальных технологических средств и информационных технологий, но собирают все существующие адаптивные технологии, а также общие технологии с целью разработки возможностей их применения для обучения инвалидов.
Среди таких организаций можно назвать Национальную службу Библиотеки для незрячих людей с физическими ограничениями, Национальную Федерацию слепых, организации инвалидов различных категорий, а также исследовательские и реабилитационные центры. Эти организации контактируют с разработчиками и производителями специализированного и обычного программного обеспечения и оборудования, разрабатывают для них рекомендации, ищут новые возможности для использования специальных разработок. Благодаря огромной работе, сделанной этими организациями, крупные разработчики обычного программного оборудования предусматривают возможность использования адаптивных технологий. Так, одна из корпораций, например, разработала собственный синтезатор речи и предусмотрела его использование в новых версиях операционной системы.
Особенностью России является то, что приоритетным определилось направление по адаптации компьютерных технологий именно для инвалидов по зрению. Это вызвано, прежде всего, активностью и организованностью этой категории инвалидов, значение их общественных организаций, существованием и государственной поддержкой специальных библиотек для слепых. Ищут возможности практического применения специальных разработок.
Широкое использование Интернета инвалидами по зрению в России начинается с середины 90-х годов. Единой стратегии в развитии этого направления не было и не существует до сих пор, поэтому инициаторами коллективного доступа к ресурсам глобальной сети стали в Москве – компьютерные центры Всероссийского общества слепых, в других регионах страны – библиотеки для слепых, школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, службы занятости населения.
Большую роль в повышении уровня образования инвалидов в России и странах СНГ сыграл Интернет-союз. Так, в электронных почтовых рассылках встречается информация, полезная для людей с ограниченными возможностями, желающих учиться. Такие рассылки почти ежедневно вмещают информацию о новых адаптивных технологиях, о совершенствовании существующих, об учебных заведениях и возможностях обучения в них, о грантах и стипендиях для обучения.
Сегодня в одном из государств существует широкая сеть профтехучилищ, где учатся юноши и девушки с физическими недостатками.
Самыми крупными учреждением по оказанию помощи инвалидам являются ортопедические учреждения, которые включают широкую сеть учреждений, включая спецшколы, мастерские и общежития для инвалидов, ортопедическую клинику.
Училище располагает целым комплексом зданий с помещениями для обучения, спортивными сооружениями, классами, помещениями для организации времяпрепровождения и медицинского обслуживания, а также столовой и двумя жилыми корпусами общежития.
Обучение длится до 3,5 лет и заканчивается экзаменом перед потенциальными работодателями. В распоряжении студентов есть 300 учебных мест и 60 мест, для абитуриентов, готовящихся к обучению. Обучение осуществляется по следующим специальностям:
- коммерческая деятельность – 100 мест;
- металлопромышленность – 78 мест;
- электротехника – 45 мест;
- графика – 30 мест;
На территории России существует несколько специализированных институтов для инвалидов. Но работает виртуально университет, созданный в рамках национального проекта. Электронные учебные курсы разработаны или адаптированы для программ обучения инвалидов. В июне 2009 года ректорат утвердил длинный список программ дополнительного образования. В учебном процессе планируется задействовать высококвалифицированных преподавателей, способных проводить обучение, удовлетворяющее принципам инклюзивного образования.
Согласно статистике известно, что 5% инвалидов хотели бы открыть собственный бизнес. Для подготовки таких людей есть курсы по основам микроэкономики и менеджмента, управления проектами, системы качества, оптимизации бизнес-планирования.
В Ростове-на-Дону даже создан первый бизнес-инкубатор, центр для вовлечения в предпринимательскую деятельность социально-незащищенных слоев населения, в первую очередь инвалидов, которым будет предоставляться информационная и финансово-кредитная поддержка.
Инвалиды за рубежом полностью свободны в выборе своей профессии. Там, среди инженеров, юристов, библиотекарей можно встретить почти необычные профессии для российских инвалидов, например, слесаря ремонтника, который передвигается на коляске и ремонтирует большегрузные машины.
И в этом нет ничего удивительного. Просто здесь для работающих инвалидов созданы специальные рабочие места и все условия для интересного и производительного труда.
Что касается дальнейшего трудоустройства, как показала мировая практика, единственно правильный путь для решения проблемы трудоустройства инвалидов – это установление на предприятиях квоты на рабочие места для инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)