Сотрудничество государственных структур для осуществления профессионального образования и трудоустройства людей с ограниченными возможностями
Обязанности министерств
Традиционно ответственность за политику и программы, касающиеся людей с инвалидностью, возлагалась на министерство труда и социального обеспечения или министерство здравоохранения, и во многих странах такая ситуация сохраняется и по сей день. Учитывая недавнее смещение и в политике, наряду с изменением в понимании понятия «инвалидность», возможности и перспективы профессионально-технических и высших учебных заведений, становится целесообразным расширить этот круг.
Роль НПО
Во многих странах неправительственные организации традиционно играли важную роль в предоставлении людям с инвалидностью помощи в поиске работы, часто новаторскими методами заполняя вакуум, существовавший в государственных службах. Эти НПО продолжают оказывать услуги по трудоустройству, поэтому их следует рассматривать как ценный ресурс.
Роль Службы по труду и занятости
Чтобы помочь лицу с инвалидностью подобрать соответствующую работу, специалист службы занятости должен иметь максимальную информацию о клиенте и видах работ, которые он может выполнять, об условиях работодателя и вакансии, проанализировать и сопоставить их.
В случае необходимости, специалист связывается с работодателем, подробно выясняет у него те особенности рабочего места, важные для данного клиента. В случае соответствия требованиям вакансии и данных клиента, специалист организует ему встречу с работодателем и направляет на собеседование. При необходимости специалист по трудоустройству должен предоставить клиенту помощь в подготовке к собеседованию.
Роль ПТУ
Профессиональное обучение людей с инвалидностью может происходить как в специализированных, так и в обычных учебных заведениях, курсах и т.д. (в том числе в специально созданных условиях). В частности, в профессионально-технических учебных заведениях. Подготовка может осуществляться в специально созданных группах в рамках курсовой подготовки или в действующих группах, при условии профпригодности учащихся, слушателей.
Роль работодателя
Предприятия (объединения), учреждения и организации (независимо от форм собственности и хозяйствования), которые используют труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством. Однако, для работодателя это – дополнительные расходы, дополнительные проблемы, механизм решения которых законодательно не обеспечен, поэтому этот вопрос имеет сегодня чисто декларативный характер.
Трудоустройство лица с инвалидностью может происходить:
- на обычном рабочем месте (при необходимости – с проведением определенных мероприятий по его адаптации);
- специальном рабочем месте как на открытом рынке труда, так и в пределах защищенной занятости (на предприятиях общественных организаций инвалидов, социально-экономических предприятиях, трудовых мастерских для людей с психическими заболеваниями и умственной отсталостью, «транзитные» / «модельные» рабочие места и т.д.).
Профессиональное обучение.
Обучение инвалидов должно, по возможности, сделать их способными заняться такой экономической деятельностью, в которой они смогут использовать свою профессиональную квалификацию или способности, учитывая перспективу получения работы. С этой целью профессиональное обучение должно: координироваться с осуществляемым после медицинской консультации устройством на такую работу, выполнение которой в малейшей степени затрагивало бы инвалидность или влияло на инвалидность.
Во всех случаях, когда это возможно, инвалиды должны получать подготовку совместно с трудоспособными слушателями в одинаковых с ними условиях.
Для обучения инвалидов, которые, вследствие рода или степени серьезности своей инвалидности, не могут обучаться совместно с трудоспособными работниками, должны создаваться специальные группы.
Во всех случаях, когда это возможно и целесообразно, подготовка может осуществляться на специальных краткосрочных или долгосрочных курсах для подготовки по определенным профессиям; или курсах повышения квалификации для инвалидов.
Инклюзивная подготовка
Важную роль в достижении гуманитарного, социального и экономического развития лиц с особыми потребностями играет инклюзивное обучение. Совместное образование учащихся с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников является основой их интеграции и социальной адаптации.
Инклюзивное обучение в полной мере не является альтернативой специальному образованию, однако оно значительно расширяет его возможности. ПТУ с инклюзивным обучением должны работать в тесной связи со специальными общеобразовательными учебными заведениями, используя наработанные методики работы с детьми той или иной нозологии, привлекать к консультированию специалистов с многолетним опытом работы с такой категорией детей. В связи с этим особую актуальность приобретает организация своевременного системного психолого-педагогического сопровождения учащихся с нарушениями развития.
Внедрение интегрированного и инклюзивного обучения требует создания соответствующей образовательной среды, обеспечение научного сопровождения, создания учебных программ, учебного методического обеспечения.
Инклюзивное подготовка может проводиться в двух направлениях: общая и в специальных группах. Совместное обучение не предполагает дополнительных мер и создания специальных условий для обучения. Основанием для обучения является медицинское заключение «Годен учиться по профессии». Создание специальных групп учащихся с особыми потребностями предусматривает создание специальной материально-технической базы, разработку учебных планов и программ, подготовку педагогических работников. Примером такого обучения является подготовка по профессии «Живописец».
Ключевым фактором развития инклюзивного образования должна быть соответствующая подготовка педагогов к работе с учащимися с особыми потребностями.
Дистанционное обучение
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий и, в первую очередь, глобальной сети Интернет, создало общую информационную среду. Теперь для человека, который хочет получить образование, не обязательно посещать учебное заведение. Он может учиться в любое удобное время в любом месте по индивидуальному графику. Такую возможность дает новая форма получения образования – дистанционное обучение. Дистанционное обучение открывает новые возможности в получении образования для инвалидов, которые в силу своих физических недостатков часто не могут получить образование и активно участвовать в жизни общества.
Особую значимость для инвалидов играет возможность учиться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения.
Дистанционное обучение, как новая форма организации учебного процесса, основанная на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, облегчающее получение инвалидами высшего образования и дает возможность применения личностно-ориентированных методик обучения.
Дистанционное обучение дает более интерактивный способ обучения, по сравнению, например, с заочным обучением, в котором периодичность общения преподавателя с учеником очень низкая. Использование телекоммуникационных технологий дает ученику возможность оперативной обратной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу. В силе интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успеха ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать дополнительные, ориентированные на конкретного ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится некритичным, слушатель может также выбрать свой темп изучения материала, а также свою последовательность прохождения курсов, согласованных с общей программой.
Дистанционное обучение основывается на следующих положениях: в центре учебного процесса – ученик; в основе учебной деятельности – сотрудничество; ученики играют активную роль в обучении; суть обучения – развитие способностей к самообучению. В дистанционном обучении задача преподавателя не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Таким образом, можно сделать вывод, что слушатели занимают центральное место в модели дистанционного обучения. Главную роль играют их личные качества, способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план. Дистанционное обучение позволяет инвалидам в большей степени реализовать свой потенциал, вести активную жизнь, способствует дальнейшей, более глубокой интеграции инвалидов в общество.
Надо отметить, что дистанционное обучение удобно для инвалидов всех категорий, поскольку позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья, не выходя из дома, получать курсы учебных материалов по выбранной ими теме. При этом ученики вполне могут воспользоваться существующими технологиями дистанционного обучения без адаптации учебных курсов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)