Профессиональное обучение лиц с особыми образовательными потребностями
Будь подобен маяку, излучай любовь и свет, не причиняй зла никому, служи всем, люби всех.
Из-за отсутствия навыков общения с инвалидами и гуманного отношения к их недостаткам совместная работа и проживание инвалидов в среде здоровых людей нередко является затруднительным. Образуется замкнутый круг: инвалидов устраивают в интернаты и дома престарелых, где они теряют последний шанс быть нужными обществу. Общество делится на здоровых, которые работают и приносят пользу, и на инвалидов, никому не нужных иждивенцев. Трудности, связанные с нуждой, вызванные состоянием здоровья, не должны иметь значения для отказа в обучении совместно со здоровыми людьми. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Одним из наиболее важных направлений деятельности в сфере реабилитации является осуществление мероприятий по профессиональной реабилитации, включая профориентацию, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию и рациональное трудоустройство.
Для получения профессионального образования создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов, имеющих значительную затратную составляющую. Наиболее простой путь решения данной проблемы: существующие учебные заведения оборудовать с целью обеспечения их доступности для инвалидов.
Мотивация темы
С 1950-х годов в мире начала развиваться концепция интеграции инвалидов в обычное общество, и особый акцент был сделан на создание доступной среды, возможность получения образования и профессиональной подготовки. Конвенция о правах инвалидов стала базовым документом в этой области. Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. 87 государств являются участниками Конвенции, 54 – участниками Факультативного протокола. С вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов – орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами-участниками Протокола.
Существуют определенные возможности для инвалидов и детей-инвалидов получать образование
Основанием для осуществления профессионального образования и последующего трудоустройства людей с ограниченными возможностями является соответствующее заключение медико-социальной экспертной комиссии по профессиональной пригодности. Основные направления профессиональной ориентации лиц с ограниченной работоспособностью предусмотрены Концепцией государственной системы профессиональной ориентации населения.
Профессиональная подготовка или переподготовка инвалидов осуществляется за счет средств государственного бюджета в пределах объемов государственного заказа с учетом медицинских показаний и противопоказаний для последующей трудовой деятельности. Избрание форм и методов профессиональной подготовки проводится согласно выводам специалистов медико-социальной экспертной комиссии.
В нашей стране 13% инвалидов молодого возраста не имеют профессиональной подготовки. Поэтому профессионально-техническое и высшее образование инвалидов должны быть неотъемлемой частью общего образования, как это рекомендуется «Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов», что необходимо активно решать вопросы обучения инвалидов на местах в профессионально-технических учебных заведениях.
Целью этой работы является разработка рекомендаций для обучения инвалидов на базе «Профессиональный лицей сферы обслуживания».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)