Инклюзивное обучение в Центре ПТО
Государство обеспечивает доступность и бесплатность образования инвалидам в государственных и коммунальных учебных заведениях. Важные функции социальной защиты подростков и молодежи, а особенно детей-инвалидов, для которых профессиональная подготовка является необходимым условием трудоустройства и самообеспечения в будущем, выполняет звено профессионально-технического образования, непосредственно Центр профессионально-технического образования. Перед инклюзивным образованием учебного заведения профессионально-технического образования стоит задача обеспечить должным образом широкий спектр образовательных потребностей в пределах формального и неформального образования.
С целью повышения социальной защиты учащейся молодежи из числа тех, кто не слышит, в Центре ПТО расширяется подготовка квалифицированных рабочих с учетом их интересов, медицинских показаний к выбранной профессии и обеспечивается первоочередное трудоустройство этих категорий выпускников.
Создание и развитие условий для получения качественного образования в профессионально-техническом учебном заведении для детей с особыми учебными потребностями – одна из основных задач центра.
Миссией заведения является обеспечение равного доступа к качественному образованию всех глухих детей с активным привлечением семей и местных общин в образовательный процесс. Работа Центра ПТО базируется на ценностях открытого демократического общества, включающих в себя индивидуальный подход в обучении к каждому ребенку, включая учащихся с особыми потребностями, детей-сирот.
Центр ПТО инициирует образовательные проекты и программы совместно с областным управлением образования и науки областной госадминистрации, областным Учебно-методическим центром ПТО, Обществом ВОС, другими государственными и общественными организациями. В основу программ заведения заложены демократические ценности открытого общества.
Научно-педагогический эксперимент, который реализуется в рамках программы учреждения, начал свою деятельность с 2002 года. Программа направлена на разработку эффективной модели, которая дает возможность обеспечить успешное обучение детей с особыми потребностями в условиях профессионально-технического образования при надлежащей их поддержке специалистами и родителями.
Его цель – создание условий для обучения и постоянной реабилитации детей с недостатками слуха, а также формирование по ним новой общественной философии. Движущая же идея реализации проста, как и все гениальное, – здоровые дети и дети с особыми потребностями должны учиться вместе.
Важное условие успешности интеграционных процессов – формирование у педагогов отношения к инклюзии, как к закономерному и прогрессивному этапу в развитии системы образования. В значительной степени формированию такого видения способствует четкая и последовательная позиция директора учебного заведения. В частности:
- постоянная поддержка инновационной деятельности педагога, содействие образованию и самообразованию педагогов;
- улучшения условий работы педагога в инклюзивной группе, создание условий для осуществления индивидуального обучения.
Педагог должен чувствовать, что в результатах дела, которым он занимается, заинтересованы другие педагоги, директор и его заместители, родители, общество, государство.
Преподаватели, воспитатели и дактилолог разнообразит и расширяют перечень критериев оценки достижений учащихся с нарушениями слуха. В частности, наряду с традиционными, ориентированными на объективные количественно-качественные показатели выполнения работы, задачи, целесообразно принимать во внимание и субъективные: исполнительность ученика, его готовность к работе над совершенствованием задачи, мотивацию, добрые намерения и тому подобное. Важно видеть в своих воспитанниках даже незначительное продвижение вперед в овладении основами наук и постоянно фиксировать это в вербальном и невербальном признании. Поддержка, справедливая оценка наименьших достижений ребенка с особыми потребностями и уважительное отношение ко всем детям служит не только выработке у каждого ребенка ценностного отношения к себе, но и бесспорно повлияет на качество выполнения задания. В таких условиях ребенок получает дополнительные стимулы к труду. Кроме того, атмосфера дружбы. Признание со стороны значимого взрослого опосредует систему межличностных отношений между детьми, способствует развитию симпатии и привязанности между ними.
Анализ специальной литературы позволяет говорить о необходимости языкового «обеспечения» уроков как профессионально-теоретической, так и профессионально-практической подготовок. Результаты работы показали, что обучение упражнениям, которые предшествуют учебно-производственным работам по профессии портной, глухих детей с использованием словесной речи имеет большое положительное значение. Слово способно повышать интеллектуальную и двигательную активность ученика, а также способствовать более быстрому и прочному освоению технологических операций. Рассматривая роль языка в профессиональном обучении глухих учащихся доказывает, что не слышащим ученикам мало известны глаголы, обозначающие двигательные действия. В связи с этим, в процессе занятий необходимо предлагать называть упражнения, позволяющие решить конкретные задачи урока. Кроме этого, языковой материал обеспечивает усвоение учащимися названий учебного оборудования, инвентаря, приспособлений, инструментов, технологических операций.
Применение различных видов речи на уроках по специальным предметам позволяет решать широкий спектр задач. Вместе с тем следует заметить, что чрезмерное употребление языка на занятиях также приводит к значительному снижению моторной плотности урока, что позволяет говорить о недостаточности двигательной нагрузки.
3.3 Сотрудничество с родителями
В процессе организации инклюзивного образования иногда сложно привлечь родителей детей с особыми потребностями к сотрудничеству. Это объясняется тем, что такие семьи в течение длительного времени не получали материальной помощи, моральной поддержки со стороны общественных учреждений и государства. Поэтому педагогические работники сталкиваются с пассивной позицией семьи, недоверием. Нужно время для формирования новой системы ценностей и положительных установок. Сначала нужно принять любую позицию и поведение родителей, и с пониманием отнестись к их чувствам, быть терпеливыми и постепенно переводить отношения в плоскость партнерства, которое предусматривает диалог, аргументацию, обсуждения, равенство всех сторон. Нужно быть готовым к восприятию другой точки зрения. В сложных ситуациях выбирать тот вариант, который будет полезным для ребенка и его психического и физического здоровья.
3.4 Командная работа
Поскольку дети с особыми потребностями часто имеют много специфических потребностей, над их удовлетворением работает группа специалистов различного профиля. Один человек не может заниматься вопросами когнитивного, моторного, социального, коммуникативного развития учащегося. Это делает команда специалистов, которые активно сотрудничают и обмениваются знаниями и информацией. Конечно, членами этой команды являются родители, поскольку они играют в жизни детей чрезвычайно важную роль.
Действительно, высококачественные программы, созданные только при условии активного сотрудничества преподавателей, родителей и специалистов. Командная работа является залогом успеха инклюзивной программы.
Научные исследования показывают, что при командной работе принимаются более обоснованные и качественные решения, а последствия деятельности лучше, чем в случаях самостоятельной работы отдельных членов команды. Важным фактором, безусловно, является командный дух и чувство принадлежности, которые способствуют плодотворному сотрудничеству.
Решения относительно методов работы с учеником принимаются коллективно; члены команды несут коллективную ответственность за результаты.
Родители являются равноправными членами команды.
Все члены команды имеют равный статус и считаются одинаково важными.
Знания и умения представителей различных дисциплин интегрируются при разработке и реализации учебного плана работы с учеником.
Важно всегда помнить, что в команде много участников и у каждого из них есть своя точка зрения. Необходимо знать функции всех членов команды. Это поможет при общении и сборе информации, необходимой для принятия обоснованных решений.
Используя формы наблюдения, мы изучаем динамику развития ребенка и степень его достижений в рамках инклюзивного образования. Как результат командной работы в заведении является отработка двух типов привлечения детей с особыми потребностями в инклюзивные группы: частичное и полное. Когда дети с особыми образовательными потребностями учатся вместе со здоровыми детьми, у всех них есть равные возможности добиться успеха. При этом оцениваются конкретные достижения детей, независимо от их интеллектуального, физического, социального и эмоционального состояния.
Наш наработанный опыт показывает, что дети с ограниченным слухом, учащиеся в инклюзивных группах, стали благосклоннее относиться к окружающим, вырос их интерес к учебной деятельности и общению, появилась мотивация к самоконтролю, стали чаще проявляться чувство гордости за себя и продукт собственной деятельности. Наиболее положительно повлияло привлечение на социально-эмоциональную сферу детей с особыми образовательными потребностями, развитие их творчества и физическое развитие. Заведением разработаны схемы анализа уроков, расписание занятий со специалистами, методические рекомендации по проведению занятий. Педагоги и специалисты учреждения отмечают, что произошли позитивные изменения в развитии учебных умений и навыков учащихся, художественном и творческом самовыражении детей с особыми образовательными потребностями. Каждый ребенок за период «привлечения» неоднократно пережил ощущение своей значимости.
3.5 Методика обучения учащихся с недостатками слуха
Методика обучения учащихся с нарушениями слуха базируется на зрительном восприятии учебного материала:
- На всех занятиях параллельно с преподавателем работает сурдопереводчик.
- Большинство учеников постоянно должны смотреть на сурдопереводчика, они не могут конспектировать так, как все ученики – одновременно слушать и писать. Также глухие и слабослышащие имеют ограниченный словарный запас, часто не понимают сложных предложений. Учитывая все это, преподаватели готовят для них краткие конспекты лекций, проводят словарную работу по разбору сложных слов, операций.
- Специально для глухих учеников педагоги разрабатывают адаптированные методические пособия.
- Для максимально наглядной подачи учебного материала используется мультимедийная техника.
- Для обеспечения наглядности в процессе обучения учащихся с нарушениями слуха очень важны программные средства учебного назначения, электронные учебники, разработанные преподавателями центра по предметам: «Конструирование одежды», «Материаловедение», «Оборудование».
Однако существуют и проблемы, возникающие в учебно-воспитательном процессе, среди которых: 1) отсутствие соответствующей медицинской поддержки инвалидов в пределах учебного заведения; 2) неадаптированность средств обучения и существующих систем контроля знаний учащихся, имеющих недостатки слуха; 3) отсутствие надлежащего психологического сопровождения, которое обеспечивает эффективную адаптацию студентов с особыми нуждами в учебный процесс, ученический коллектив
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)