Особенности профессионального обучения молодежи с нарушениями слуха
Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, основанная на обеспечении основного права детей на образование и право получать его по месту жительства, что предполагает обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений.
Инклюзия рассматривается как процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся. Она предполагает их активное участие в процессе получения знаний, в культурной и общественной жизни. Инклюзия приводит к уменьшению сегрегации в системе образования. Она требует изменений и модификаций содержания, подходов, структуры и стратегии образования с учетом потребностей всех детей, руководствуясь убежденностью, что все дети должны учиться.
Инклюзия особо подчеркивает предоставление возможностей для равного участия людей с инвалидностью (физической, социальной и эмоциональной) в общей системе получения образования, для индивидуального выбора и получения специальных услуг и приспособлений для тех, кому это необходимо.
ЮНЕСКО рассматривает инклюзии как подход, который «динамично развивается, заключается в положительном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания». Поэтому движение в направлении инклюзии – это не только техническое или организационное изменение, но и определенная философия.
В основе инклюзивного образования лежит право на образование, провозглашенное ООН во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году.
Инклюзивный подход рассматривается как процесс учета и удовлетворения разнообразных потребностей всех учащихся путем расширения участия в обучении, культурной и общественной жизни, а также сокращение масштабов исключения в пределах образования и с его помощью. Он предусматривает внесение изменений, корректировок в содержание, подходы, структуры и стратегии на основе единой концепции, охватывающей всех детей соответствующей возрастной группы и убеждение в том, что обучение всех детей является обязанностью формальной системы образования.
Раздел I. Развитие и функционирование системы специального образования
1.1 Основные этапы развития профессионального образования лиц с недостатками слуха
Можно выделить несколько этапов процесса развития системы профессионального образования лиц с недостатками слуха.
На I этапе (сер. XIX в. – 1926) специальные школы для глухонемых детей были единственными учреждениями, где дети с проблемами слуха могли получить общеобразовательную и профессиональную подготовку. Особенностью профессиональной подготовки этого периода была ее сугубо практическая направленность, а также отсутствие научно-методической основы.
II этап (кон. 20-х – кон. 50-х гг. ХХ в.) характеризуется длительными поисками учеными и педагогами-практиками оптимального содержания школьного профессионального обучения, обобщением накопленного опыта и началом разработки соответствующих методик. В этот же период возникают новые формы профессиональной подготовки глухих и слабослышащих: освоение рабочих специальностей непосредственно на производстве – на предприятиях государственной промышленности и учебно-производственных предприятиях ВОС, а также приобретение профессионального образования в составе специальных групп в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях; создается соответствующая правовая основа.
В течение III этапа (нач. 60-х – кон. 80-х гг. ХХ в.) специальные школы и предприятия ВОС были основными учреждениями, осуществляли профессиональную подготовку лиц с недостатками слуха. Этот период характеризуется быстрым развитием теории и практики сурдопедагогики и сурдопсихологии, что дало возможность создать детальное методическое обеспечение профессиональной подготовки в школах, на предприятиях, общества глухих и профессионально-технических училищах; установить широкий круг доступных для работников из числа глухих специальностей, а также определить какие противопоказаны им работы.
IV этап (нач. 90-х – сер. 90-х гг. ХХ в.) можно охарактеризовать как временный упадок многих отраслей народного хозяйства, связанный с изменением экономической политики государства. Этот период был переходом к V этапу (кон. ХХ - нач. ХХI в.), который характеризуется постепенным восстановлением всех звеньев системы образования, приведением их в соответствие с требованиями времени. Происходит поиск новых путей осуществления эффективной профессиональной подготовки молодежи с нарушениями слуха, заметно растет количество специальных групп в профессионально-технических и высших учебных заведениях. Одним из приоритетных направлений государственной политики является создание лицам с инвалидностью условий для получения качественного профессионального образования в соответствии с их возможностями и особенностями психофизического развития.
Анализ ведущих тенденций процесса развития профессионального образования глухих и слабослышащих и его связи с теорией и практикой сурдопедагогики показал, что первые попытки педагогов-практиков создать целостную систему профессионального образования лиц с недостатками слуха, обосновать отдельные его положения, связать с изучением основ наук, имели место еще в конце XIX - нач. ХХ в. Но в силу определенных исторических и социально-экономических условий (специальные школы не входили в государственную систему образования, существовавшие на филантропически-благотворительные средства, охватывали обучением лишь 1-2% глухих детей и т.п.) они не могли быть реализованы в достаточной степени.
Проблема содержания и методики допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки в специальных школах стала предметом разностороннего изучения во времена советской власти. Результатом плодотворной работы ученых и педагогов-практиков было то, что уже в конце 30-х годов школьное профессиональное обучение имело свою систему и последовательность, было направлено на предоставление учащимся не только практических навыков, но и теоретических сведений, имело целью содействия развитию речи учащихся и расширению их кругозора. В первые послевоенные годы были определены виды профессий, рекомендованных для глухих учащихся, сформулированы требования к оборудованию школьных мастерских и организации в них учебного процесса с учетом санитарно-гигиенических норм и правил безопасности труда, разработаны критерии оценок по профессиональному обучению. Дальнейшее развитие взглядов отечественной сурдопедагогики на задание специальной школы обусловило сокращение срока профессиональной подготовки и переноса ее на заключительный этап обучения, повышения общеобразовательного уровня учащихся и обеспечения связи профессиональной подготовки с общим образованием, более широкое использование трудовой и профессиональной подготовки с коррекционной целью.
Во второй половине ХХ в. отечественными сурдопедагогами и сурдопсихологами было создано основательное методическое обеспечение профессиональной подготовки учащихся специальных школ, учебно-производственных предприятий Общества глухих и профессионально-технических училищ. Но в новых экономических условиях, когда существенно изменились требования производства для всех категорий работников, использовать в учебном процессе методики, разработанные в советское время, можно лишь частично.
Из-за относительной малочисленности в Советском союзе средних специальных и высших учебных заведений, осуществлявших групповое обучение молодежи с нарушениями слуха, проблемы, с которыми сталкивались глухие и слабослышащие студенты во время обучения, почти не были предметом специального изучения.
Историко-педагогический анализ исследуемого процесса показал, что приобретение глухими и слабослышащими профессионального образования в учреждениях общего типа оказалось наиболее жизнеспособной и в то же время наименее изученной и методично обеспеченной, особенно на современном этапе, формой профессиональной подготовки лиц с недостатками слуха
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)