Психолого-педагогические рекомендации
Психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) значительно меньше потребностей в сопровождении, непосредственно связанных с восприятием, усвоением и обработкой учебного материала. Они в большей степени нуждаются в обеспечении архитектурной безбарьерности или помощи волонтеров в преодолении барьеров. Но ограничения мобильности и состояние здоровья таких детей тоже требуют от педагогов применения определенных элементов сопровождения обучения.
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями ОДА и ДЦП
Кроме общих особенностей детей с инвалидностью, дети с недостатками ОДА имеют особенности, присущие людям именно этой нозологии:
- завышенная самооценка;
- переоценка собственных возможностей;
- познавательная пассивность;
- рассеивание внимания при восприятии учебного материала;
- недооценка сложности задачи;
- быстрая утомляемость.
Проблемы детей с ДЦП, связанные с их двигательными особенностями:
- нескоординированность движений;
- повышенный тонус мышц,
- спазмы конечностей;
- нечеткость произношения и специфика артикуляции мешает их свободному общению с другими учениками и педагогами.
Как работать в интегрированной группе, где есть дети с недостатками зрения (советы педагогам)
Учитывайте то, что основным каналом для восприятия информации у детей с нарушениями зрения является слух, а у незрячих – еще и прикосновения, поэтому:
- Начните занятия как обычно, но в течение него найдите возможность испытать ученика с недостатками зрения на активность, компетентность, коммуникабельность и тому подобное.
- Помните, что снисходительность в требованиях к ученику с пониженным зрением не нужна ни ему, ни вам Он человек не со сниженными способностями, а с определенными особенностями.
- По возможности чаще позволяйте ученикам под вашим руководством или с помощью товарищей пользоваться наглядными пособиями и приспособлениями (для восприятия на ощупь).
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха
Кроме физиологических особенностей детей с недостатками слуха, этот вид заболевания провоцирует возникновение характерных психологических и психических проблем и особенностей:
- заниженная самооценка;
- застенчивость;
- недоверие к другим людям, которые не имеют нарушения слуха;
- высокий уровень уязвимости;
- нежелание носить слуховой аппарат.
Как работать в интегрированной группе, где есть дети с проблемами слуха (советы педагогам)
Работая в интегрированных группах, где есть дети с проблемами слуха, учитывайте то, что они часто считывают информацию с губ, поэтому:
- Старайтесь не становиться у источника света, например, у окна. Тень на вашем лице затрудняют чтение с губ.
- Говорите четко, не слишком быстро и сохраняйте ритм и ход мыслей.
- Старайтесь высказываться короткими, содержательными фразами.
- Подкрепляйте сказанное соответствующим выражением лица.
- Когда возможно, подсказывайте на пальцах числительные.
- Помните, что некоторые комбинации звуков ребенку с нарушениями слуха трудно распознать, поскольку артикуляция некоторых слов может быть одинаковой.
- Говорите четко и медленно, но не слишком. Не кричите и не произносите слова слишком усердно – это деформирует движение губ и мешает считыванию информации. Чтобы улучшить общение, употребляйте элементы пантомимы, жесты и мимику.
- В случае необходимости привлеките внимание ребенка махнув ему рукой, дотронувшись до его плеча, или иным способом.
- Учитывайте, что глухим детям может понадобится больше времени на выполнение задания.
- Помните, что лишняя снисходительность по выдвижению требований к такому ребенку может унизить его достоинство.
Психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми, имеющими соматические заболевания
Дети с соматическими заболеваниями имеют ограниченную устойчивость к воздействию факторов окружающей среды и пониженную активность. К наиболее распространенным соматическим заболеваниям относятся сердечно-сосудистые заболевания и эпилепсия. Существуют хронические (длительные) заболевания, такие как эпилепсия, или острые (кратковременные) заболевания, такие как пневмония, проблемы со здоровьем, которые могут негативно влиять на процесс их обучения. Каждый педагог, работающий с такими детьми, должен обладать информацией о прохождении приступов, которые являются характерными признаками вышеуказанных болезней.
Эпилепсия
Эпилепсия – хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторяющимися приступами. Самое яркое проявление болезни – большие эпилептические припадки.
При одиночном эпилептическом приступе помощь больному заключается лишь в том, чтобы предотвратить травмирование, облегчить дыхание, расстегнуть воротник, снять пояс, обеспечить поступление свежего воздуха, освободить дыхательные пути от слизи, слюны. Для того, чтобы предупредить прикусывания языка, между коренными зубами следует вставить уголок полотенца или обернуть бинтом ручку столовой ложки. Вообще недопустимо вкладывать между зубами металлический предмет: при возведении челюстей может сломаться зуб и попав в гортань, вызвать тяжелые осложнения. По окончании припадка не надо будить больного или вводить ему какие-то лекарства.
Советы педагогам:
- Во время собеседования попросить родителей описать течение приступов, чтобы знать, чего ожидать в случае их возникновения.
- Обсудите с родителями и ребенком меры, которые следует принимать во время приступа.
- Спрашивайте у ребенка, чувствует ли он себя удобно при обсуждении его проблемы со сверстниками. Большинство детей с эпилепсией являются обычными детьми. Однако сам факт наличия у них болезни вызывает у них психологический дискомфорт.
- Помните, что ребенок требует особого внимания только во время приступов. В другое время относитесь к нему, как к другим детям.
V. Результаты изучения отношения к детям-инвалидам
В областях проживает достаточно большое количество детей и молодых людей с разной степенью инвалидности. Это инвалиды детства и инвалиды, которые стали такими в результате несчастных случаев или в результате осложнений любых заболеваний. Этим людям и их семьям трудно жить – и в психологическом, и в физическом, и в материальном плане. Среди учеников профессионального лицея строительства также есть дети-инвалиды. Все они кроме знаний и необходимых жизненных навыков, получают, пожалуй, самое главное для них – радость общения с другими людьми, а их родители становятся уверенными в своих силах и убеждаются в том, что они не одиноки. Ведь для инвалидов самой большой проблемой было и остается общение с окружающими.
С целью определения уровня осведомленности учащихся о положении детей-инвалидов и определения отношения к ним представителей разновозрастных групп, было проведено независимое анкетирование, в нем принимали участие 50 респондентов в возрасте от 16 до 45 лет. Респондентам предлагалось ответить на пять закрытых и один открытый вопрос.
67% опрошенных респондентов видели детей-инвалидов, но редко. 25% ответили, что они часто сталкиваются с детьми инвалидами, и только 8% - никогда не видели. Анализ полученных результатов показывает, что ученики и их родители недостаточно информированы относительно численности, положения детей-инвалидов в современном мире, особенностей их физического и морального состояния, духовных потребностей.
75% опрошенных подтвердили, что численность инвалидов возрастает. Все респонденты дали положительный ответ на вопрос о дружбе их детей с ребенком-инвалидом, что говорит о принятии инвалидов как полноценных членов общества. 87% опрошенных отметили, что государство тратит недостаточно средств для обеспечения детей-инвалидов. Один из респондентов предложил свой вариант ответа, отметив, что «государство должно обеспечивать основные социальные и политические права инвалидов: доступность образования, медицины. Основными проблемами инвалидов должны заниматься неправительственные организации», таким образом респондент считает, что государство должно обеспечить инвалида правовой базой. Отвечая на последний вопрос анкеты, только 33% опрошенных дали положительный ответ, можно сказать, что многие знают о проблемах инвалидов, они хотят помочь им, но при этом ничего не делают, а даже если и хотят, то не знают куда с этой помощью идти.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)