Учебно-методическое обеспечение в процессе профессиональной подготовки инвалидов. Введение
Интеллектуальное развитие ученика с легкой степенью умственной отсталости ограничивается определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.
Такие ученики могут развиваться и учиться, но только в пределах своих биологических возможностей.
Этот диагноз не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выражения.
Проблемы детей связаны, прежде всего, с невозможностью успешно обучаться по программе общеобразовательной школы. Огромной проблемой является адекватное воспитание детей с особыми потребностями, которое определяет будущую социальную и трудовую адаптацию. Дело в том, что при хорошей адаптации, повзрослев, они растворяются в жизни. Работают, как правило, на простой работе, заводят семью, детей. Они являются полноценными членами общества.
В обществе существовала система отделения «особых детей» от «нормальных». Сейчас можно утверждать, что традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определенные рамки – ставить клеймо «неспособных», помещать в интернат, специальную школу – все еще имеет место и не приводит к положительному результату. Если такой ребенок живет дома, то сама ситуация стимулирует его освоить различные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться.
Ребенку с особыми потребностями крайне сложно будет освоить физику, математику, иностранные языки. Потому, что его к таким предметам не готовят заранее в младших классах, не учат ни правилам, ни законам и т.д.
Понятие «легкая степень умственной отсталости» употребляется применительно к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. Для таких детей характерны более или менее выраженные нарушения умственной работоспособности, которые заключаются в повышенной утомляемости, особенно – при решении задач, требующих длительного интеллектуального напряжения.
Первопричиной нарушений познавательной деятельности у детей с легкой степенью умственной отсталости является чрезмерная утомляемость, резко снижающая продуктивность деятельности. Поэтому в тех случаях, когда умственная работоспособность их еще не нарушена (в начале работы, в спокойной обстановке, после отдыха), дети оказываются достаточно собранными, активно воспринимают и понимают учебный материал, правильно и относительно самостоятельно выполняют различные практические задачи, решают интеллектуальные задачи.
Повышенная утомляемость нервной системы во многих случаях объясняет и некоторые особенности поведения таких детей – в усталом состоянии некоторые из них становятся чрезмерно возбудимыми, раздражительными, импульсивными, суетливыми, другие, наоборот, заторможенными, темп их деятельности резко замедляется или они вовсе прекращают работу, проявляют неуверенность, робость.
Физическая слабость, быстрая утомляемость, часто связанные с ней раздражительность, во многих случаях приводят к изолированности ребенка в коллективе сверстников, в которых она вызывает насмешки.
Дети довольно часто тяжело переживают свои неудачи, но без чуткой, умной педагогической и психологической помощи не могут найти выход из положения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)