Доступная среда - Аэропорты городов Оттава и Ванкувер, Канада
Кратко об объекте
Аэропорты Оттавы и Ванкувера
Канада
- реконструкция
- Завершена - в 2009
- Финансирование - государственное
Введение
Проектирование аэропортов представляет собой большой архитектурный прорыв: они должны работать 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и являются важными транзитными воротами стран. Они состоят из многочисленных мобильных частей, обслуживающих чрезвычайно широкий круг клиентов и призваны гарантировать необходимый уровень безопасности. Когда возникла необходимость построить дополнительные терминалы аэропортов двух канадских городов, Оттавы и Ванкувера, передовые проектировщики аэропортов решили дополнить Канадский кодекс общедоступности (архитектурных объектов и сооружений для людей с инвалидностью) и обеспечить достойные уровни комфорта для путешественников. Оба проекта перестройки аэропортов консультировал и сопровождал Станис Смит, вице-президент ванкуверского офиса архитектурной компании «Стантек». Ремонт Международного аэропорта Оттавы был завершен в 2003 г. Международный аэропорт Ванкувера ремонтировали в 1996 году. Достраивали в 2000 и 2003 г, а в 2009 г. он приобрел современный вид.
В обоих случаях целью перестройки аэропортов было создание просторных, светлых и функциональных помещений, приятных и комфортных для путешественников. Для реализации этой задачи архитекторы привлекали консультантов различных профессий. Ими было спроектированы ряд знаковых и своеобразных помещений, служащих выходами в город. Проектировщики смогли также ненавязчивым для посетителей образом удовлетворить комплексные требования безопасности аэропорта и авиакомпаний.
Использование отдельных материалов и строительного плана способствовало интуитивному ориентированию на месте, отвечающему потребностям пассажиров и персонала. В отличие от безликости большинства международных аэропортов, эти два канадских аэропорта своей архитектурной форме отражают естественную красоту и культурное наследие региона.
Описание
В Оттаве, столице Канады, компания «Стантек» построила новый многоуровневый аэропорт с международным и внутренним терминалами, обслуживающий шесть миллионов пассажиров в год. Расположенный у ранее построенного аэродрома, международный аэропорт Оттавы имеет площадь около 61 тыс. кв. м. был спроектирован таким образом, чтобы постепенно расширяться с увеличением пассажиропотока.
Многоуровневый международный аэропорт Ванкувера площадью 93 тыс. кв. м., ежегодно принимает 8 млн. пассажиров. Он соединен многоэтажной автостоянкой с прилегающим внутренним терминалом. Аэропорт имеет 37 выходов с телескопическими трапами, в нем также работают таможенные и иммиграционные службы Канады и США. Накануне Зимних Олимпийских игр в Ванкувере был запущен скоростной трамвай, который соединяет терминал и центр города.
Кроме того, что эти два аэропорта построены с соблюдением требований кодекса, они также являются интуитивно понятными для ориентирования, а расстояния пешком преодолеваются очень быстро. Освещение, оформление, покрытие пола соответствуют принципам общедоступности, который учитывался при строительстве. В общем, все это создает атмосферу гостеприимства, которая должна быть присуща аэропортам.
Изображения индейцев (коренное население Канады) является частью графического оформления интерьера- он не только погружает путешественника в богатый культурный мир региона, но и облегчает ориентирование, служа своеобразным путеводителем.
Дизайн и опыт пользователей
Оформление этих сооружений было продиктовано представлением о том, что аэропорты представляют и страну. Так, при проектировании важный акцент делался на том, каким будет пассажирский поток в этом аэропорту.
Благодаря команде проектировщиков широкого профиля, архитекторам в обоих случаях удалось достичь исключительных результатов. Поскольку положительные впечатления от пользования были главным приоритетом, на протяжении всего процесса планирования проводились консультации с многочисленными ячейками, представлявших клиентов, авиакомпании, аэропорт, различные утверждающие инстанции и арендаторы. В Ванкувере ключевую роль сыграл Брэд МакКаннел - консультант по вопросам Доступной среды и универсального дизайна компании «Canadian Barrier Free Design Inc» («Канадский Безбарьерный Дизайн Инкорпорейшн»).
Терминал в Оттаве имеет двухуровневый подъезд, верхний уровень предназначен для тех, кто отбывает, а нижний обслуживает прибывающих. Зоны прибытия и регистрации на рейс расположены на уровне 33 метра над землей - вдвое выше обычных терминалов. Это инновационное архитектурное решение предоставляет отбывающим пассажирам возможность наблюдать весь процесс движения- от стоек авиакомпаний и регистрации до самого самолете фактически с момента прибытия в аэропорт. Визуальная открытость пространства также позволяет прибывающим пассажирам легко прокладывать свой путь сквозь все здание, как только они покидают самолет и входят в терминал.
Подъезды, оборудованные автоматизированными системами самостоятельной регистрации на рейс, были расположены между парковкой и терминалом, чтобы защитить пассажиров с инвалидностью (и всех остальных) от резкого климата Оттавы. Пассажиры могут добраться от парковки до терминала, ни разу не меняя этаж или переходя транспортные пути. В то время, как большинство людей приезжают в аэропорт на машинах, автобусах и такси, были также созданы условия для сотрудников, которые ездят на велосипедах.
Пассажиры, прибывающие и отбывающие, получают уникальный опыт. Перед тем, как пройти через пункт проверки безопасности, отбывающие пассажиры входят в впечатляющий размер атриум, который объединяет все три уровня терминала. Пройдя проверку безопасности, они входят в залы отдыха, где люди ждут посадку. Эти залы создают симпатичную, расслабленную атмосферу, ощущение пространства и хорошую освещенность. Прибывающих пассажиров проводят вдоль их намеченного пути, мимо многоуровневого фонтана, где их путь заканчивается посадкой и лентой багажа, которая, в отличие от большинства терминалов мира, расположена в центре здания - в атриуме с естественным освещением.
Верхний ряд окон выделяет каскадные крыши всего терминала. В сочетании с центральным атриумом это позволяет дневному свету пробираться в самые мелкие закоулки, поэтому в течение светлой половины дня электрического света нужно совсем мало. Искусственное освещение также помогает пассажирам находить путь в нужных им направлениях. Достаточно сложной задачей для мобильного планирования было спроектировать пол таким образом, чтобы он не был скользким, помогал ориентироваться и четко разграничивал переходы между первыми и последними ступенями эскалаторов и лестниц.
В аэропорту Ванкувера главным акцентом к контролю безопасности стал просторный застекленный атриум, в центре которого - монументальная скульптура «Jade Canoe» (известная часть общей канадской скульптурной формы «Индейцы Канады»). Этот атриум визуально объединяет между собой зоны прибытия и отбытия, и является естественным местом встречи путешественников, местом, вокруг которого были организованы все торговые объекты.
Здание, в которое пассажиры переходят после прохождения всех проверок безопасности, это впечатляющее пространство с трехъярусным атриумом, который расположен над лентой багажа. Этот атриум пропускает дневной свет в самый центр терминала и создает визуальную связь между различными уровнями, которые обслуживают прибывающих и отбывающих пассажиров.
Естественное освещение, естественное оформление, спокойные цветовые решения - все это создает мягкое среду, которая позволяет пассажирам расслабиться. Прямой свет и оформление пола не помешало обеспечить все условия мобильности пространства. Стойки регистрации и другие функциональные части терминала пригодны для пассажиров с различными возможностями.
Оба проекта были реализованы с привлечением экологических элементов. Где это возможно, проектировщики предусмотрели натуральное оформления и использование возобновляемых ресурсов, поэтому все убранство имеет низкий уровень выбросов летучих органических соединений. Сенсоры дневного света автоматически выключают искусственное освещение, когда света достаточно. В Ванкувере для кондиционирования используются грунтовые воды, что существенно снижает потребление электроэнергии и расходы на охладители. Относительно невысокая скорость перемещения воздуха снижает потребление энергии, потому охлаждается только девятая зона, предназначенная для пассажиров. Эскалаторы и дорожки работают на сенсорных датчиках движения, что позволяет снизить использование энергии, когда они не в действии.
Аэропорт Оттавы также может похвастаться инновационной системой отопления, кондиционирования и вентиляции. Большинство современных терминалов имеют систему кондиционирования под потолком, и это приводит к охлаждению значительных объемов воздуха в тех зонах, где нет людей. Этот аэропорт имеет системы подачи воздуха через пол с небольшой скоростью там, где есть пассажиры. Теплый воздух поднимается и рассеивается через верхний ряд окон. Охлаждается только одна треть всего пространства терминала, и это существенно экономит расходы, при этом не влияя на комфорт пассажиров.
Оценка
Проведение опросов среди пассажиров аэропортов - это нормальная практика. И для обоих аэропортов, Ванкувера и Оттавы, результат исследования пассажирской мысли и отзывов превысил все ожидания и был потрясающе положительным.
Высокая эргономичность, функциональность и доступность Ванкуверского аэропорта, его приятная и поэтическая атмосфера получили высокую оценку пользователей и возглавили рейтинги аэропортов по своим удобствам и удовлетворенностью клиентов. Такие разные независимые организации, как Международная транспортная ассоциация аэропортов и «Condé Naste», регулярно вносят этот аэропорт в рейтинг десяти лучших аэропортов мира.
Элементы Доступной среды и универсального дизайна
Мобильность:
- Полная физическая доступность всех частей аэропорта через систему лифтов.
- Многочисленные горизонтальные дорожки.
- Дверные ручки с низким сопротивлением для открытия.
- Ширмы вместо дверей на входе в туалеты.
- Аварийные кнопки в туалетах для инвалидов.
- Низко расположенные стойки заполнения документов на всех пунктах регистрации.
- Специализированные зоны высадки и посадки пассажиров.
- В зоне таможенного контроля в наличии скамейки для переодевания.
Визульная доступность:
- Динамические, контрастные вывески с высоким разрешением, которые автоматически переключаются с языка на язык.
- Голосовое управление в лифтах.
- Звуковое сопровождение всех табло рейсов и багажа.
Слуховая доступность:
- Визуальная пожарная сигнализация
- Аварийные сообщения на экранах.
- Информационные телефоны с текстовым выходом в основных общественных зонах аэропорта.
- Контролируемая громкость микрофонов на стойках регистрации.
Элементы экологической устойчивости
- Естественное освещение.
- Кондиционирование воздуха с низкой скоростью.
- Низкий уровень летучих органических соединений.
- Доступ к общественному транспорту.
- Сенсорные датчики выключения света внутри здания.
- Велосипедная парковка для сотрудников.
Дополнительная информация
Награды:
Ванкувер
Премия доступности имени Рика Хансена - 2004
Международная транспортная ассоциация аэропортов в номинации «Лучший аэропорт в Северной Америке» - 2003
Премия «Обмен опытом проектирования, награда за эффективное проектирование - 1999»
Оттава
Премия «Доступность в дизайне города Оттава - 2003»
Королевский архитектурный институт Канады, Национальная премия городского дизайна в категории «Городские элементы» - 2006
Международный Совет аэропортов, премия за качество сервиса в аэропорту - «Лучший аэропорт в мире».
Опыт сотрудников нашей компании позволяет правильно оценить потребности, подобрать оборудование по программе Доступная среда и разработать проект по Доступной среде, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы. Мы проектируем и реализовываем комплексные решения с учетом разумной стоимости и безопасности, учитывая все Ваши пожелания и требования, в соответствии с ГОСТом и СанПиНом