Доступная среда - Линия метрополитена «Нанакума» Фукуока, Кюсю, Япония
Кратко об объекте
Линия метрополитена «Нанакума»
Фукуока, Кюсю, Япония
- новое строительство
- Завершено - в 2005
- Финансирование - государственное
Введение
Фукуока - это город на юге Японии, крайняя точка, который охватывается сетью скоростных железнодорожных линий Японии под названием «Синкансэн». Это один из японских городов, наиболее динамично развивающихся, и он становится все более важными воротами в Азию. Линия метрополитена «Нанакума», открытая в 2005г., объединяет центр Фукуоки с юго-западными районами города. Линия состоит из 16 станций, поездов, созданных по новому проекту, и соответствующих вентиляционных и эксплуатационных служб.
Проектирование и строительство линии продолжалось более 10 лет. Активное участие в этом процессе приняли граждане всех возрастов и функциональных возможностей. Опросы и фокус-группы проводились среди пожилых людей, беременных, взрослых и детей с инвалидностью. В результате создана модель метрополитена, удобная, интуитивно понятная и удобная для местных жителей и гостей со всех уголков Японии и других стран мира.
Доступная среда: описание объекта
Город Фукуока находится в южной Японии на побережье залива Хаката и окружен лесистыми склонами, из-за чего климат в нем умеренный. Площадь города - 340 кв. км., население - около 1 400 000 человек. В юго-западной части города, расположенной вблизи моря и лесов, продолжаются интенсивные процессы строительства.
Эта часть города сочетается с центром с помощью линии метро «Нанакума», на которой можно сделать пересадку на две другие линии. Длина линии «Нанакума» составляет примерно 12,4 км. Она полностью проходит под землей, ширина колеи - 143,5 см, в метро используется автоматическая система сигнализации и управления движением. Туннели для путей были проложены бурильными машинами. 16 станций, службы вентиляции и трансформаторные блоки построены траншейным способом. Линия обслуживается станцией Хасимото, что примерно 700 метров рельсов, а также различные эксплуатационные службы. Стоимость строительства составила 280 млрд. Иен (около 3,4 млрд. Долл. США), две трети из них предоставлено муниципалитетом, а другая треть - правительством и префектурой.
С самого начала работы проектировщики реализуют обязательства по использованию дизайна, ориентированного на потребности пользователя. Это значительно повлияло на проектирование станций. По результатам фокус-групп было определено то, что пользователи предпочитают принципы универсального дизайна, естественное освещению и понятные и лаконичные проекты станций. Для ориентирования на станциях созданы возможности осматривать станцию и определять «желаемые пути» - короткие и удобные пути, которыми пассажиры могут добраться туда, куда они хотят. Учитывая стремление максимально использовать естественное освещение в основных зонах станций, в частности на входах и выходах, используется много стекла.
Дизайн и опыт пользователей
Приоритетом линии «Нанакума» было создание приветливой и удобной среды, которой могут пользоваться абсолютно разные люди, в том числе дети, старики, люди с проблемами пространственной ориентации, иностранцы, не знающие японского и тому подобное. Особое внимание проектировщики обращали на создание условий для того, чтобы люди, имеющие функциональные, сенсорные или когнитивные ограничения, могли свободно пользоваться метро. Проект является примером очень вдумчивого анализа роли дизайна в создании общества равных возможностей, которое учитывает изменение демографических тенденций. Полноценное включение и способность пожилых людей, людей с инвалидностью и женщин вести самостоятельную социальную деятельность стали важными культурными ценностями.
В 2005г. когда была открыта линия «Нанакума», Министерство по вопросам земли, инфраструктуры и транспорта приняло политику в отношении принципов универсального дизайна в общественных местах и учреждениях. В этой политике признаются достижения на пути к созданию среды без барьеров, но критикуется тот факт, что деятельность в этой сфере направлена практически только на нужды людей с физическими функциональными ограничениями - то есть, информационные и психологические барьеры до сих пор остаются. Новые руководящие принципы определяют, что общественный транспорт должен быть приоритетной сферой, а участие пользователей - основным способом внедрения принципов универсального дизайна, и это касается не только устранения барьеров.
Пользователи начали участвовать в процессе с самого начала проектирования и разработки дизайна - таким образом, были установлены новые стандарты Японии по привлечению пользователей-экспертов. Для этого были охвачены группы людей, которые с высокой вероятностью не могут пользоваться метрополитеном самостоятельно: беременных женщин, пожилых людей, детей, людей с ограничениями зрения, слуха и движения, и людей с когнитивными ограничениями. После того, как были проведены десятки встреч, опросов и фокус-групп, вырисовался общий подход: станции должны быть пригодными для высокой степени, удобными в использовании, а информация должна быть доступной для всех. В частности, были определены следующие конкретные особенности этого общего подхода:
1. Яркие станции с использованием естественного освещения.
2. Открытые пространства.
3. Удобные в использовании элементы и оборудование.
4. Доступная и понятная информация.
Эти особенности легли в основу проекта входов и выходов, вестибюлей и платформ. Вход на станцию легко заметить всем, кто приезжает на станцию и автобусе или велосипеде, или приходит пешком. У входа есть сенсорные карты и направляющие полосы, которые ведут к лестнице и лифтов. На каждой станции есть крытая парковка для велосипедов. Пространство в вестибюле открытое, оно спланировано в соответствии с тем, куда обычно смотрят пассажиры. В основных зонах (вход, выход, места для пересадки и карты со схемой линий) яркость света выше. Для ориентирования и передвижения на станциях и платформах можно использовать поручни и сенсорные направляющие полосы. Для того, чтобы облегчить пользование метрополитеном для людей с сенсорными ограничениями, используются таблички со звуковым сопровождением на основе технологии радиоволновой идентификации. Они интегрированы в систему ориентирования на станции. Автоматами для оплаты проезда удобно пользоваться всем: людям высокого и низкого роста, всем людям независимо от того сидят они или стоят.
Турникеты расположены на наиболее удобном и кратком пути. Они достаточно большие и широкие, чтобы ими могли пользоваться пассажиры с детьми или пожилые люди. К платформам можно добраться эскалаторами и лифтами. Если эскалаторы не используются, они автоматически выключаются. Если кто-то пытается идти по эскалатору в обратном направлении, срабатывает автоматическая система предупреждения. Лифты широкие, застекленные, в разных частях размещены пульты управления для того, чтобы удобнее ими пользоваться и перемещаться между этажами. Этажи, на которых лифты ожидают вызова, определены с учетом основных пассажиропотоков в течение дня, а также с целью уменьшения времени ожидания и использования энергии. Этаж, на который прибывает эскалатор, объявляется по радио.
На платформах установлены карты линий метро, и они не содержат никакой лишней информации. Повсюду вместо длинных текстовых объявлений используются символы. На каждой станции они разные, что позволяет проще прокладывать маршрут и ориентироваться в метро. На карте линий указано, сколько времени занимает поездка от одной станции к другой. Информация о прибытии поездов подается на экраны. На краях платформы установлены стеклянные стены, которые ограждают от падения на пути и в целом повышают уровень безопасности. По прибытии поезда двери открываются как в вагоне, так и в этой стене, и звучит соответствующее звуковое сообщение. Процесс проектирования поездов проходил одновременно с проектированием путей и платформ, поэтому между ними почти нет горизонтальных зазоров, а вертикальные зазоры минимальны.
Основное оборудование станции, например, оборудования для отопления, вентиляции и кондиционирования, пожарное оборудование и электрические сети, хорошо интегрированно в дизайн станций и не создает визуальных помех для пассажиров. Оно не отвлекает их внимание и не представляет риска для них. Для рекламы отведено отдельное пространство.
Оценка
Линия «Нанакума» является великолепным примером новых мировых стандартов Доступной среды и инклюзивного дизайна метрополитена. Решение привлечь пользователей к процессу планирования и проектирования было очень верным. Проектировщики поработали над тем, чтобы узнать, какие проблемы возникают перед людьми с физическими, сенсорными и когнитивными ограничениями, и разработали пространство, приветливое и удобное для всех. Соображения по удобству пользования касались и иностранцев, которые не могут читать на японском.
Одной из составляющих успеха линии «Нанакума» стало одновременное применение различных методик в процессе планирования и проектирования. Так, в команду проектировщиков входили гражданские инженеры, архитекторы, дизайнеры пространства, графические дизайнеры и другие специалисты по вопросам дизайна и строительства. В составе были представители Университета Кюсю, руководители администрации города Фукуока и сотни жителей. Организации людей с ограничениями слуха и зрения жаловались, что реклама расположена в недостаточно удобных местах и может вызвать путаницу. Также непонятно, будут ли платформы и поезда и дальше поддерживаться в прекрасном состоянии, так как со временем они будут изнашиваться.
- Широкое привлечение пользователей / экспертов к обсуждению различных элементов проекта, в том числе входов, туалетов, лифтов, лестниц, вестибюлей.
- Тактильные карты, размещенные на входах в станции, вестибюлях и платформах.
- Хорошо заметна полоса, ведущая из входа на станцию в вестибюли, к автоматам для оплаты проезда и вниз к платформам.
- В лифтах есть пульты управления. Этажи, на которых лифты ожидают вызова, определены с учетом основных пассажиропотоков в течение дня.
- Эскалаторы, которые предупреждают пассажиров об окончании поднятия / опускания, что особенно удобно для пассажиров с ограничениями зрения.
- Объявления о прибытии поезда по радио и на экранах.
- Уровень освещения меняется в зависимости от назначения той или иной части станции.
- Туалетные комнаты доступны для людей, передвигающихся на инвалидных колясках. В них широко используются сенсорные устройства для содействия удобства и дезинфекции. Комнаты достаточно просторные для людей, которые нуждаются в помощи других, а также имеют повивальные доски.
- Максимальное использование естественного освещения
- Когда эскалаторами никто не пользуется, они останавливаются
- Сенсорное управление сливом воды, кранами, дозаторами мыла и салфеток в туалетных комнатах, обеспечивает экономию энергии
Подробная информация о проекте
Место расположения: г. Фукуока, Кюсю, Япония
Завершено в 2005
Заказчик: Транспортное бюро города Фукуока
Опыт сотрудников нашей компании позволяет правильно оценить потребности, подобрать оборудование по программе Доступная среда и разработать проект по Доступной среде, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы. Мы проектируем и реализовываем комплексные решения с учетом разумной стоимости и безопасности, учитывая все Ваши пожелания и требования, в соответствии с ГОСТом и СанПиНом