2.5. Выводы к главе- заключение
Каждый ребёнок заслуживает индивидуальный подход. Откроются ли двери детского сердца – зависит от педагога. Волшебным ключиком могут стать именно нетрадиционные методы.
Их использование способствует развитию мелкой моторики, психических процессов, преодолению разговорных нарушений и положительно влияют на здоровье детского организма в целом.
Использование приёмов эйдетики в коррекционной работе с детьми–логопатами.
Статья раскрывает эйдетику, как один с видов нетрадиционных приемов в логопедической работе по постановке звуков с детьми-логопатами. Рекомендована для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп дошкольных учебных заведений для практического применения.
В современной коррекционной педагогике широко внедряются инновационные образовательные технологии, которые способствуют лучшему усвоению детьми учебного материала, оптимизации взаимодействия с воспитанниками. На нынешнем этапе особое значение придается совершенствованию содержания обучения и воспитания детей с особыми потребностями. Актуальными становятся поиски новых подходов к педагогической поддержке, перспективных технологий развития.
Учителя-логопеды широко используют нетрадиционные приемы в логопедической работе по постановке звуков. Можно привести много таких приемов, которые имеют положительный результат в коррекционной работе с детьми-логопатами. Сейчас более подробно остановимся на одном из таких приемов – эйдетике, основанном на восприятии, представлении, фантазировании и воспроизведении в деталях наглядных образов предметов, которые в данный момент не действуют на органы чувств. Сегодня эта игровая методика удачно используется в работе учителей-логопедов.
Еще древние греки указывали, что память человека связана с его воображениеми и представлениями, удивительной силой образов (эйдосов). Их использовали в религиозных мистериях и системах целительства. Однако, только в начале XX века способность человека представлять яркие образы заинтересовала ученых. Сегодня эйдетика представлена как разновидность образной памяти, которая предусматривает сохранение ярких, наглядных образов.
Российский ученый написал девять работ и разработал игровую систему, которая улучшает восприятие и воспроизводит информацию, опираясь на присущее каждому человеку умение представлять и фантазировать. Эта методика получила название школа эйдетики.
Согласно научным определениям, эйдетизм – это особая разновидность образной памяти, способность наиболее ярко и точно воспроизводить во всех деталях наглядные образы предметов, которые в данный момент не действуют на органы чувств.
В коррекционной работе помогает символика звуков, где символ – наглядное представление о звуке. Опираясь на символы, дети-логопаты запоминают не только сам звук, но и образ, возникающий в их воображении, когда они произносят этот звук.
Используя в своей работе символы, замечено, что дети легко и с удовольствием осваивают коррекционный и образовательный материал. Учителя-логопеды в работе учитывают принципы по системе эйдетики:
- радостная атмосфера;
- положительные эмоции;
- доступность и мобильность игрового материала;
- учет особенностей каждого ребёнка в соответствии с разделением представленной информации.
По опыту работы можно сделать вывод, что использование символов на разных этапах коррекционной работы развивает фонематический слух, формирует понятие «звук», показывает артикуляционную позицию звука, учит артикуляционной гимнастике, знакомит с графическим символом звука (буквой), развивает связную речь (по схемам, графическим рисункам, иллюстрациям).
Все задания даются, используя принцип от простого к сложному; в виде схем, моделей, плоскостного рисунка с помощью кубиков, игрушек.
Методика эйдетики включает в себя работу с детьми на основе ассоциаций, которые принимаются во внимание в своей коррекционной работе:
- свободные ассоциации, связанные с предметными образами;
- цветовые ассоциации;
- ассоциации, связанные с геометрическими формами;
- тактильные ассоциации;
- предметные ассоциации;
- ассоциации, вызванные загадками-головоломками;
- звуковые ассоциации;
- вкусовые ассоциации;
- обонятельные ассоциации;
- графические ассоциации.
Примеры использования ассоциаций.
1. Свободные ассоциации связаны с предметными образами. Это понятие включает в себя ассоциации с образами, фантазирование, при этом не используются никакие предметные изображения.
Например: вопрос учителя-логопеда: «Есть зернышко. О чём вы, дети, подумали?». Ответы детей: «Подумала о голубе потому, что я в парке кормила голубей»; «Подумал о колоске потому, что мы учили сказку «Петушок и двое мышат»; «Подумала о водичке потому, что мы в уголке природы поливали зернышки водой».
2. Цветовые ассоциации.
На предложенную учителем-логопедом карточку с пятном определенного цвета дети указывают, что они представляют.
Например: вопрос учителя-логопеда: «Вот у меня карта с пятном синего цвета. О чём вы, дети, подумали?» . Ответы детей: «Я подумал о море потому, что отдыхал летом на море с родителями»; «Подумала о небе потому, что оно такое же синее»; «Подумала о луже потому, что она синяя и я там играла».
3. Ассоциации, связанные с геометрическими формами.
Например: вопрос учителя-логопеда: «У меня в руках картинка с изображением круга. О каком предмете вы подумали?» Ответы детей: «Подумал о солнце (тарелке, барабане, подсолнечнике...) потому, что оно круглое».
4. Тактильные ассоциации.
Например: ребёнку предлагается карта с наклеенным кусочком меха. Вопрос учителя–логопеда: «О чём ты подумала, когда коснулась этой карты?» Ответ ребенка: «Подумала о лисичке потому, что её тело покрыто пушистым мехом».
5. Предметные ассоциации (установление связей между предметами). Например: дается кусочек резины в виде колеса и пластмассы (железа). Вопрос учителя-логопеда: «О чём вы подумали?». Ответы детей: «Я представил велосипед (машину)».
6. Ассоциации, вызванные друдл (загадками- головоломками).
Друдл – это головоломки, на которых изображено нечто, о чём невозможно четко сказать, что это такое.
Например: квадрат дети воспринимают, как сказочный сундук из которого появляется волшебник, который выполняет различные пожелания.
7. Звуковые ассоциации.
Например: учитель-логопед шуршит листком бумаги. Дети указывают, что представляют пролистывания книги.
Другой пример: предложено детям послушать, как звучат кубики. Вопрос учителя-логопеда: «Что вы представляете, когда я стучу коричневым кубиком?». Ответ ребенка: «Я представляю игры на спортивной площадке и стук барабанных палочек». Вопрос учителя-логопеда: «Что вы представляете, когда звенит серый кубик?». Ответ ребенка: «Я представляю лошадку, у которой на шее звенит колокольчик».
8. Вкусовые ассоциации (используются комбинации сразу нескольких вкусовых ассоциаций).
Вопрос учителя-логопеда: «На что похоже пятно синего цвета на этой картинке?». Ответ ребенка: «На воду».
Вопрос учителя-логопеда: «Как вы думаете, какая вода на вкус?» Ответ ребенка: «Я представляю море и вода в нем соленая, горькая, мокрая, кислая, мягкая».
9. Обонятельные ассоциации.
Например: детям предлагается вата с мятным ароматом. Вопрос учителя-логопеда: «Дети, что вы представляете, когда нюхаете ватку?». Ответы детей: «Мятную конфету, растение, жвачку, фруктовый салат».
10. Графические ассоциации.
Например: учитель-логопед детям предлагает графический рисунок и спрашивает, что дети представляют. Ответы детей: «Девочка сорвала яблоко с дерева и положила в корзинку. Мама собрала груши и сварила в кастрюле компот».
В логопедической работе используются различные литературные произведения и применяются символы для обозначения образного названия артикуляционных упражнений.
В коррекционной работе с детьми-логопатами применяются определенные символы.
Например: необходимо объяснить детям, как правильно произносить звук [Ш]. Для этого слегка нужно вытянуть округленные губки вперед, зубки сближены, широкий кончик язычка поднимается за верхние зубки к переднему краю нёба в форме чашечки. Боковые края язычка прижимаются к верхним коренным зубкам. Чувствуется: посредине язычок теплый, широкий поток ветра. Слышен звук, будто шумит ветер.
Необходимо объяснить детям, как правильно произносить звук [С]. Когда произносится звук [С], губки слегка улыбаются, зубки сближены, широкий кончик языка в форме блинчика упирается в нижние зубки, боковые края язычка плотно прижаты к верхним боковым зубкам. Чувствуем: посредине язычок холодный, сильный поток ветра. Слышен звук, словно свистит чайник.
Например: Ребенок представляет образ, который произносит этот звук. Условное обозначение гласного звука – это положение губ при артикуляции конкретного изображения. Каждый звук ассоциируется с каким-то объектом или предметом, поэтому надо использовать некоторые символы для обозначения этих звуков.
Например:
- пароход плывет: и-и-и;
- фыркает старый еж: ф-ф-ф;
- барабан бьет: д-д-д;
- мычит корова так: му-му-му;
- жуки летают в лесу: ж-ж-ж.
Кроме того, можно в работе для дифференциации и автоматизации поставленных звуков использовать модифицированные кубики с лого-дополнениями. Это еще один из примеров использования символов.
Например:
кубик «С» - насос, он свистит: «с-с-с»; кубик «Р» - собака, он рычит: «р-р-р». Ответы детей:
«Мой папа качает насосом пробитое колесо машины, которое свистит».
«Несколько собак возле кучи косточек и они рычат».
Многие учителя-логопеды творчески применяют символы на всех этапах коррекционной работы. Методика эйдетики способствует эффективности работы, помогает использовать исключительные «резервы каждого ребенка».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)