2.3. Нетрадиционные методы коррекционной педагогики
В разделе освещаются нетрадиционные подходы в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития в условиях специального дошкольного учреждения.
Постановка проблемы. Индивидуализация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами путем использования нетрадиционных методов в условиях детского сада.
Анализ последних исследований и публикаций способствуют широкой актуализации проблем и поиска инновационных моделей в области психологии и педагогической науки, в частности логопатического действия.
В коррекционной педагогике третьего тысячелетия наблюдается тенденция к широкому внедрению различных вариантов социальной интеграции детей с проблемами в речевом развитии. С целью усовершенствования, диагностики, профилактики, коррекции, обучения и воспитания детей, логопатами внедряются различные инновационные методы, использование которых обеспечивает речевое, физическое, социально-эмоциональное, духовное и интеллектуальное благополучие детей.
Материалы раздела знакомят педагогов с нетрадиционными методами работы с детьми-логопатами для обеспечения успешной результативности коррекционно-развивающего процесса.
Акупунктура. Акупунктура – направление в нетрадиционной китайской медицине, при которой воздействие на организм осуществляется специальными иглами или нажатиями через особые точки на теле путем введения в эти точки игл и манипуляций ими. Разновидностью акупунктуры является акупрессура (точечный массаж).
Акупрессура – лечение и профилактика заболеваний через нажатия на определенные точки тела. Существует две технологии акупунктуры: иглоукалывание (акупунктура), которое применяется только в лечебных учреждениях; и точечный массаж (акупрессура), который применяется всесторонне.
Акупрессура влияет на те же точки, что и акупунктура. Чтобы активизировать биологически активные точки (БАТ), используют три вида влияния: лёгкие надавливания, надавливания средней силы и сильные нажатия (большим пальцем или суставом согнутого пальца).
Основные принципы. Найти нужную точку не сложно, но нужно владеть определенными навыками. Двигая пальцем по кругу в определенном месте, чувствуется лёгкое онемение. После, а иногда и сразу, ощущается легкое покалывание. В процессе массажа покалывание переходит в зуд, а затем постепенно ощущается приятное тепло. При массаже следует соблюдать осторожность, так как при нарушении работы соответствующего органа появляется боль, как при сильном ударе. Поэтому нужно делать небольшие перерывы. В некоторых местах тела активных точек так много, что не имеет смысла массировать их отдельно. В этом случае целесообразно применять обычные методы массажа – ладонью, тыльной стороной ладони. Следует избегать сильного нажима. Если точка начнет воспаляться, то даже при очень легком нажатии может ощущаться боль.
Точечный массаж при заикании.
Метод точечного массажа дает положительные результаты при исправлении заикания. Его можно применять, как в специализированном дошкольном учреждении, так и дома, поскольку он является доступным для овладения любым человеком. Использование этого нетрадиционного метода помогает снять повышенную возбудимость речевых центров и восстановить их в домашних условиях. Необходимо отметить, что точечный массаж при заикании требует продолжительного применения и рассчитан на несколько курсов. Курс включает 15 процедур, причем первые 3-4 процедуры проводятся ежедневно, а остальные – через день.
В зависимости от степени нарушения речи и формы заикания, эффект точечного массажа может быть разным. Бывает, что уже после первого курса наступает некоторое улучшение, а в других – после второго или третьего. Но это не значит, что процедуры надо прекращать. Повторение курсов точечного массажа необходимо для закрепления достигнутого результата.
Точечный массаж при заикании не имеет возрастных ограничений. Чем раньше вы начнете делать его ребёнку – тем лучше эффект. По мере того, как взрослеет ребёнок, он может научиться самостоятельно выполнять точечный самомассаж.
Методы искусственной локальной гипотермии.
Искусственная локальная гипотермия – это термальное влияние низких температур (в частности с использованием льда) аппликациями на определенную область лица и языка с целью нормализации мышечного тонуса и увеличения силы мышечных сокращений органов артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.
Возможность регулирования мышечного тонуса – одно из самых ценных свойств криотерапии. За последние годы холод используется:
- для снятия мышечного спазма:
- при длительном охлаждении умеренно низкими температурами (около 10 минут);
- при кратковременном, но интенсивном охлаждении (до -180ºС);
- для повышения тонуса мышц:
- при кратковременном охлаждении умеренно низкими температурами.
В логопедической практике этот метод искусственной локальной гипотермии наиболее эффективно используется в работе с детьми со стертой дизартрией, и прежде всего потому, что артикуляционный аппарат дизартрии имеет такие особенности, как: наличие парезов, спастичности, гиперкинезии, конэстетической апраксии, девиации, гиперсаливации.
Для работы нужны термосберегающие ёмкости, лед, марля или бинт, сухие и влажные салфетки. Среди многочисленных мышц мимически-артикуляционного аппарата локальную гипотермию (или криомассаж) следует проводить только с теми мышцами, анатомическое расположение которых позволяет избежать осложнений от взаимодействия с холодом. Это круговые мышцы рта, мышцы, которые управляют работой губ (подъем и опускание), большой скуловой мышцы, мышцы подбородка и мышцы языка.
Для активации центральных отделов головного мозга, отвечающих за подвижность мышц органов артикуляционного аппарата, воздействие холодом можно использовать для развития мышечной мускулатуры пальцев и кистей рук.
Методика локальной гипотермии.
Лёд или ледовые крошки в марле накладывают на мышцы артикуляционного аппарата. В зависимости от симптоматики, продолжительность экспозиции изо льда во время одного сеанса составляет от 2 до 10 минут. Время экспозиции на каждую группу мышц увеличивается постепенно, начиная с нескольких секунд. Систематически проводится 3 курса по 15-20 сеансов с интервалом в 10 дней. Сразу после криомассажа проводится логопедическое занятие.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, для искусственной гипотермии уместно использовать как обычную фильтрованную или минеральную воду, так и замороженные отвары из трав с успокаивающим и противовоспалительным эффектом (ромашка, календула, петрушка, мята, мелиса, роза). Для влияния на мышцы языка можно использовать замороженные натуральные сиропы, соки, мороженое, фрукты, для влияния на мышцы пальцев и кистей рук – замороженную воду с добавлением гуаши, акварели.
Применение данной методики на собственной практике доказывает эффективность метода, которая заключается в том, что использование криомассажа способствует формированию более точных скоординированных движений мышц губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, помогает увеличить объем активных движений при открытии-закрывании рта, смыкании-размыкании губ, перемещении языка в ротовой полости и за ее пределами, позволяет различным мышцам слаженно работать (одновременно расслабляться и напрягаться), значительно улучшает звукопроизношение и уменьшает саливацию.
Литотерапия (от греч. – камень, лечение) – один из методов нетрадиционной медицины, лечение с использованием камней. Это нетрадиционная медицинская практика, основанная на совокупности исторически и концептуально разрозненных субъективных представлений о терапевтических свойствах минералов и камней. Литотерапия не основана на научных исследованиях, но несмотря на это она нашла большое число поклонников, убежденных в том, что каждый камень обладает свойствами воздействия на одну или несколько сторон душевного или физического состояния человеческого организма.
В литотерапии понимают любое использование минералов и природных камней (минералы, кристаллы, драгоценные камни, горные породы, мулы, глины и т.д.) с целью их положительного влияния на организм или сознание человека.
Литотерапия включает в себя минералотерапию, кристалотерапию, металлотерапию, стоунтерапию, лечение глинами, влияние камней на чакры, массаж кристаллами и друзами, так называемую «астроминералогию» и другие.
Сочетание цветов и оттенков в каждом камне неповторимо. Следует учесть, что красота цветного камня влияет на психику, мысли и творчество человека.
В логокорекционной работе с детьми следует использовать камни для массажа пальчиков, ладоней, что способствует развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук. Камни можно крутить, катать, перекатывать, вертеть в ладонях. Из камешков можно выкладывать узоры, картины, изображения различной формы, цвета и размера. Детям нравится с помощью камней делать звуковой анализ слов, схемы предложений, определять количество звуков, букв и слов в предложении, выкладывать буквы.
Стоит отметить, что массаж пальчиков и ладоней при помощи камней благотворно влияет на работу мышц, повышает интенсивность обменных процессов, улучшает кровообращение, благотворно влияет на нервную систему.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)