1.9. Развитие речевых коммуникативных навыков, как предпосылка в своевременной социальной адаптации дошкольника.
Речевое развитие ребёнка – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве. Уровень этой сферы психики определяет уровень сформированности социальных и познавательных достижений ребёнка, его потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств, составляющих базис личностной культуры. Актуальность своевременного речевого развития определяется задачами по созданию оптимальных условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. Становление в человеке всех психических функций, психических процессов, личности в целом невозможно без личного контакта. При этом разговорное развитие следует рассматривать, как отображение роста навыков коммуникативно-разговорного взаимодействия.
Речь возникает в общении и в своем развитии и становлении тесно связана с коммуникативной деятельностью дошкольника. Сам материал речи (лексика, грамматика) зависит от содержания потребности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.
Надо заметить, что общение является тем решающим условием, которое определяет факт начала активной речи, сроки ее возникновения, темп развития и совершенствования в последующие периоды дошкольного детства.
Желание детей общаться исходит из физиологических и психологических особенностей. Например, все мы знаем о таком необычном состоянии детей, как «почемучки». Но за многие годы научились (и родители, и педагоги) не принимать его во внимание.
Может ли быть успешным развитие диалогической речи? Мы все прекрасно знаем, что без вопросов диалог не может не только поддерживаться, но и возникать!
Педагог писал, что любознательность – это качество, которое невозможно искоренить у человека. «Мышление начинается там, где у ребёнка возникает потребность в задавании вопроса и получении на него ответа». Вопрос – это показатель развития мышления ребёнка.
Невозможно детей «научить» вести диалог. Диалог возникает из потребности, необходимости общаться друг с другом. Диалог – это не просто разговор двух людей. Условием диалога является уважение к человеку, с которым общаешься, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение. Следует создавать такие условия, чтобы возникло желание общаться.
Главное, на что надо обратить внимание в принципах работы – постараться двигаться от воспитания и обучения, основанных на скрытой опеке, а в некоторых случаях – авторитаризме, к воспитанию через ситуации, когда у ребёнка возникает желание общаться. Это желание, как и любое начинание ребёнка следует поддерживать. Это является одним из главных условий развития личности ребёнка. Следует стимулировать речевую активность воспитанников, внося разнообразие в различные виды деятельности детей.
Первоочередные задачи, которые стоят перед педагогом:
- во всех видах деятельности исходить из возможностей детей;
- не навязывать детям свои представления на занятиях, а создавать условия для высказывания детьми своих представлений;
- открывать широкую дорогу игре во всех видах деятельности детей.
Каким же образом организовать коррекционную работу, чтобы можно было учесть все перечисленное?
Ответ прост – через игру. Необходимо использовать развивающий потенциал игры: ее удивительное свойство активизировать и совершенствовать навыки, умения и способности детей. Всегда мы задумываемся о том, что уровень развития речи напрямую зависит от характера и уровня двигательной активности детей, уровня развития координации движений, темпа деятельности, умения ориентироваться в пространстве.
На начальном этапе коррекционной работы особое место занимают хороводные, народные, подвижные игры, игры по социо-игровой педагогике, игры с использованием невербального общения.
Хороводы, народные игры помогают согласовывать темп, ритм речи, снимать игрой напряжение, скованность, раздражение.
Подвижные игры предупреждают детские споры с помощью считалки; воспитывают интерес к игре благодаря наличию детских тайн и секретов; развивают терпение, выдержку, уважение к собственному выбору и выбору друга.
Игры по социо-игровой педагогике способствуют развитию познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), нравственному развитию.
Игры с использованием невербального общения помогают детям с тяжелыми нарушениями речи общаться со всеми детьми, повышают инициативу детей в общении.
Развитие игровой деятельности предусматривает поэтапную передачу детям игровых умений и навыков партнерского взаимодействия, и на каждом этапе роль взрослого определяется потребностями ребёнка. Взрослый должен показать, что его помощь опосредованная, она не нарушает естественности детской игры, ведь игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В игре создается зона ближайшего развития, проявляются и развиваются психические процессы и новообразования дошкольного возраста, происходит овладение социальным пространством через общение со взрослыми и сверстниками. Игра не только способствует развитию у детей творческих способностей, самостоятельности, инициативности, организованности, но и обеспечивает формирование у них устойчивого интереса к познанию окружающей среды и реализации себя в ней. Кроме того, игра способствует возникновению дружеских, партнерских отношений между детьми, образованию игровых объединений по интересам, побуждает к обмену мнениями, оценки себя и других, поощряет к импровизациям, высказываниям собственных оценочных суждений. Итак, именно в игре происходит развитие и становление личности ребенка. Учитывая это, взрослый должен обеспечить все условия для естественного развертывания детской игры с целью удовлетворения вкусов и потребностей каждого ребёнка.
Сюжетные игры наиболее творческие по сути, более свободны. В коррекционной работе это фактор, который нельзя ничем заменить в развитии и совершенствовании диалогической и связной речи.
Важную роль в коррекционной работе играет режиссерская игра с использованием кукол-перчаток. Прежде всего, это очень свободная пальчиковая гимнастика, подчиняется воле ребёнка. А какое важное адаптационное свойство имеет кукла в тот период, когда ребёнок адаптируется к новым условиям. Все, что беспокоит и смущает ребёнка, в игре становится видимым, как на ладони. Маленькая кукла в руках ребёнка делает его большим и сильным. Дети самостоятельно придумывают роль для своего персонажа. В этом творческом разговоре они понимают друг друга даже при тяжелом нарушении речи. Растет речевая активность каждого ребенка. При таком подходе в спектакле лишних нет: все участники, все режиссеры.
Важную роль в развитии лексико-грамматических представлений играет игра-драматизация. Мало кто знает о важности для коррекционной работы тех возможностей, которые открываются в ней, когда одну и ту же роль может выполнять не один ребёнок, а два и больше. Вдвоем, втроем легко идут на роль не только малоинициативные дети, но и дети с тяжелыми нарушениями речи. На первых порах они выполняют только какие-либо движения, или вместе со всеми скажут слово, слог, но дружелюбное отношение окружающих внушает им уверенность, радость и желание играть. В таких игровых ситуациях дети стараются подражать детям с лучшим произношением звуков и взрослым. Они усваивают навыки словообразования, используют в своей речи прилагательные, наречия, ведь в игре-драматизации они не заучивают слова своей роли и могут говорить своими словами. Это заставляет их прислушиваться к речи и подбирать нужное слово по содержанию, а это означает, что словарный запас у детей увеличивается по собственному желанию каждого ребёнка.
Если мы заставим ребёнка играть, игры не будет. Игра непредсказуема, поэтому возможны различные осложнения и игровые недоразумения, которые наиболее эффективно устраняются играми по социо-игровой педагогике.
На их основе у дошкольника быстро строится самостоятельность, индивидуальность, навыки коммуникативного общения, поэтому происходят изменения в деятельности и в речевом партнерстве, разрушается барьер между взрослым и ребёнком.
Социо-игровая педагогика способствует сближению детей, создает такие условия, в которых дети сами учатся, ищут ответы на свои вопросы, решают свои проблемы. При этом явно повышается качество коррекционно-развивающей работы:
а) автоматизация и введение поставленных звуков в собственную речь происходит значительно легче, с наименьшими затратами детских усилий;
б) сознательное, активное усовершенствование лексико-грамматических средств речи строится в ходе освоения детьми умения общаться и сотрудничать друг с другом; тем самым сокращаются сроки коррекционной работы;
в) благодаря доброжелательному отношению детей друг к другу уже на начальном этапе организации жизни детей к минимуму сводятся детская раздражительность, неуверенность, агрессивность.
Социо-игровые подходы основаны на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, умения следовать за ходом общего разговора и дела, умения помогать друг другу, когда это нужно.
Например, все дети разделены на группы по трое.
Взрослый получает «волшебную палочку», которая будет ходить от одной группы к другой. Для того, чтобы передать «волшебную палочку», тройка, посовещавшись, должна назвать то, что находится в комнате и окрашено в белый цвет. Первая тройка называет быстро: потолок, двери, окно... Следующей надо посоветоваться, посмотреть вокруг. Наконец найдено – белая футболка, белые носки, белый бант... А последней тройке помогают все вместе. Ищут все, что не было названо, и таких предметов находится все больше и больше. И у детей возникает большое желание продолжать игру. При таком подходе нет детей, которые бы не увлеклись и не захотели узнать то, что знают другие.
В соответствии со сказанным можно сформулировать задачи, которые стоят в ходе работы по формированию речевых коммуникативных навыков:
- реализовать в коррекционно-развивающем процессе личностно ориентированный подход в условиях становления отношений между сверстниками;
- наладить содержательные, деловые межличностные отношения с учетом возможностей и особенностей каждого ребёнка;
- сохранять и развивать психическое и физическое здоровье детей с особыми потребностями;
- создать целостную систему действенно-практических отношений, определяющих поведение особенного ребёнка;
- повысить двигательную активность детей на коррекционных занятиях путем чередования видов деятельности;
- заменить позицию педагога с технологической (регламентированной) на культурологическую (партнерскую);
- развивать устойчивый интерес к знаниям и необходимость их самостоятельного поиска;
- обеспечить высокую эффективность результатов коррекционной работы, опираясь на компенсаторные и потенциальные возможности ребёнка с особенностями развития.
Задача педагогов – создать максимально благотворные условия для развития возможностей каждого ребёнка.
Индивидуальное развитие ребёнка происходит полноценно, когда ребёнок уверен, что его выслушают, что он найдет заинтересованного собеседника, который выслушает его суждения, его самого примут таким, какой он действительно есть, что у него есть возможность выразить свою оценку по поводу действий другого и спокойно воспринять оценку своих действий. Именно в таких обстоятельствах и рождается личностная культура, внутренняя самодисциплина, создаются условия для саморазвития.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)