1.7. Пути оптимизации социальной адаптации ребёнка с особыми потребностями.
Социальная адаптация будет эффективной, если коррекционная работа направлена на исправление и компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали формироваться в предыдущем возрастном периоде, на гармонизацию развития ребёнка на конкретном возрастном этапе.
В дошкольном учебном заведении должна проводиться систематическая работа с целью соблюдения социальных условий, которые положены в основу работы с детьми с особенностями развития:
- доброжелательный психологический климат в семье;
- семейное воспитание, основанное на поддержке ребенка в стремлении преодолеть нарушения развития;
- условия воспитания и развития ребёнка вне семьи (дошкольное учебное заведение, контакт со сверстниками, усвоение собственного жизненного опыта);
- формирование мотивации – побуждения родителей к участию в процессе развития и обучения детей с особенностями развития.
Всем взрослым, касающимся проблем воспитания детей с особыми потребностями, следует соблюдать правила:
- ребёнок – полноправный член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранности жизни;
- ребёнок, который имеет особенности развития, может быть так же талантливым, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но найти свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей, которые необходимо устранить;
- ребёнок с особыми потребностями – не пассивный объект социальной помощи, а человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Таким образом, организовывается гуманный, личностно ориентированный подход к каждому из воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Воспитанники с ограниченными возможностями постоянно привлекаются к различным формам работы в течение дня. Это позволяет интегрировать их в совместную деятельность со сверстниками и эффективно проводить компенсацию возможностей, которых не хватает ребёнку от рождения, или потерянных в результате болезни или травмы.
Общая система коррекционно-педагогического воздействия на детей в процессе специально организованных занятий, работа с ними по расширению, углублению и уточнению их понятий и представлений о ближайшем окружении, формирование навыков и умений определяется в каждый конкретный момент в соответствии с уровнем их развития. Началу работы обязательно предшествует точный учет имеющегося у каждого ребенка уровня компетентности во всех видах деятельности (аппликация, конструирование, мозаика), определяется их соответствие оптимальным возрастным нормам. В частности, в развитии наглядно-образного и вербально-логического мышления стремятся к максимальному использованию различных форм деятельности, предметных действий, как важнейшему из условий развития восприятия, наблюдательности, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и систематизации и тому подобное. При этом всегда учитывают особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми с нарушениями психофизического развития необходимого учебного материала.
Любое занятие (интегрированное, групповое или индивидуальное, игра-занятие) с целью достижения максимального коррекционного эффекта организовывается при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребенка. На любом из таких занятий дошкольник должен пережить радость от преодоленных трудностей. С этой целью от занятия к занятию специально планируется постепенное усложнение учебно-развивающих задач. Следует максимально привлекать всех детей к совместной со сверстниками деятельности, привлекая тех, которые не проявляют желания принимать непосредственное участие в игре. В начале любого занятия хорошо применять игры на запоминание имен, названий предметов, а затем игры с пребыванием в игру и выбыванием из нее, эстафеты с простейшими в плане занятий физкультминутками. Необходимо постоянно следить за реакцией, за поведением каждого ребёнка с особенностями развития и применять индивидуальный подход. На занятиях также учитываются и корректируются особенности речевого сопровождения детьми действий и операций. Из-за отставания в развитии всех видов и функции речи, и особенно контекстной (ее планировочной и обобщающей функций), дети с особыми потребностями испытывают огромные трудности в вербальном программировании будущих действий. Поэтому следует постоянно стремиться к тому, чтобы дети любые действия и операции могли бы выразить в слове, рассказать о любом будущем действии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)