Общение с родителями – это двусторонний процесс
Стоит демонстрировать родителям насколько полезна полученная от них информация и как она способствует определению эффективных способов помощи ребенку. Следует предоставлять родителям возможность расспрашивать педагогов.
Педагоги экспериментальных школ отмечают, что одна из актуальных проблем – отсутствие доверия со стороны части родителей:
- часть родителей детей с особыми потребностями, руководствуясь предыдущим негативным опытом сотрудничества с педагогами (воспитателями детского учебного заведения и т.п.) воспринимают любую попытку проанализировать обучение и (или) поведение их ребенка как еще один повод поссорить их, и поэтому избегают встреч;
- у части родителей существует определенный стереотип: если ПМПК поставит диагноз их ребенку, он со временем станет широко известным и повредит ему во время дальнейшего обучения, в том числе в высшем учебном заведении. Такие родители не дают своего согласия на обследование ребенка специалистами ПМПК;
- часть родителей не желает участвовать в определении необходимых адаптаций/модификаций для их ребенка, составлении индивидуального учебного плана, отрицая даже необходимость любого индивидуального подхода (например, родители безапелляционно утверждают:«Моему ребенку не нужен никакой индивидуальный учебный план» и т.д.).
Все вышесказанное актуализирует разработку системы работы с родителями, чтобы уничтожить существующий «барьер недоверия» и налаживание постоянного активного сотрудничества.
Привлечение родителей к разработке и последующей реализации ИУП.
Участие родителей в разработке индивидуального учебного плана чрезвычайно важно. Как отмечалось выше, родители могут предоставить информацию о состоянии здоровья, развитии, интересах, особенностях поведения ребенка.
Иногда родители не желают участвовать в разработке индивидуального учебного плана. Причины такого поведения – разные: от нежелания уделять время своему ребенку, до недоверия к членам команды, которая имеет негативный предыдущий опыт общения со специалистами и педагогами. В любом случае родителей необходимо ободрять и поощрять для участия.
Шаги сотрудничества с родителями при разработке ИНП:
До начала разработки ИУП предоставьте родителям больше информации об индивидуальном учебном плане, его содержании, гибкости (возможности изменений целей и задач, запланированных специальных и дополнительных услуг) и др.Познакомьте родителей с членами команды и укажите наконфиденциальность услышанной ими информации. Это даст родителям возможность чувствовать себя комфортнее, устранит напряженность в отношениях между ними, специалистами и педагогами.Сообщите родителям, что вы ожидаете от них информации, которая, по их мнению, является важной для разработки ИУП. Подчеркните, что именно они лучше знают интересы, сильные стороны и проблемы своего ребенка, их опыт является неоценимым вкладом в разработку программы развития ребенка.
Стоит познакомить семьи с другими родителями, которые определенное время принимают участие в разработке ИУП для своего ребенка и имеют положительный опыт работы вкоманде. Такое общение поможет родителям: избавиться от опасений относительно работы с педагогами, специалистами; начать говорить с посторонним человеком(специалистом) о проблемах своего ребенка; получить советы по процедуре работы в команде над разработкой ИУП.
В начале работы над ИУП можно предложить родителям прийти с представителем, которому они доверяют. Его присутствие поможет родителям лучше понять то, что предлагается и рекомендуется, а также аргументировать свою точку зрения.
ИУП считается принятым, если он согласован с родителями и подписан ими.
После разработки ИУП встречайтесь с родителями для обсуждения прогресса ребенка или присылайте им письменный отчет.
Что делать, когда родители не подписывают ИУП?
Родители имеют разные причины не подписывать ИУП. Поэтому, прежде всего, узнайте о причине отказа.
Наиболее частые причины отказа подписывать ИУП:родители могут считать, что оснований для разработки такого плана нет, поэтому они не хотят, чтобы их ребенок учился по отдельной программе и, таким образом отличался от других учеников.
Возможные действия. Создайте условия для встречи родителей с педагогом, специалистом или другими родителями, которым они больше всего доверяют. Обстановка встречи должна быть неформальной. Цель ее – разговор с родителями о ИУП как о механизме для достижения ребенком успеха, а не способ «навешивания ярлыков».
Если родители недовольны результатами оценки развития ребенка, предложите им принять участие в учебных занятиях, став таким образом независимыми наблюдателями, и пройти процесс оценки развития ребенка еще раз. Рассмотрите другие варианты, предложенные родителями.
Родители могут считать, что команда спланировала недостаточно мероприятий, чтобы ребенок достиг прогресса.
Возможные действия. Объясните родителям, что ИУП– гибкий механизм, который меняется, развивается и постоянно пересматривается, поэтому постепенно предложения родителей удовлетворяются. Напомните родителям, что они всегда оставляют за собой право контроля за соблюдением ИУП и его изменениями.
Возможно, будут и другие причины, которые побуждают родителей несоглашаться подписывать ИУП. Поэтому будьте гибкими, изменяя тактику работы с семьей, находя решения, которые бы удовлетворили родителей и команду, проявляйте свой профессионализм.Помните, что родители желают лучшего своему ребенку.
Чтобы оптимизировать сотрудничество педагогов и родителей представляется целесообразным:
- обеспечить родителей детей с особыми потребностями своевременным доступом к информации, консультации профессионалов, поддержки других родителей;
- способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей с целью гармонизации семейных отношений, привлечения к участию в учебно-воспитательном процессе;
- оказывать поддержку родителям по развитию творческого потенциала детей. Привлечение их к внешкольным занятиям в соответствии с интересами и способностями ребенка;
- создавать условия для объединения родителей с целью решения насущных проблем, создание родителями общественных организаций, популяризации идей инклюзивного обучения;
- способствовать объединению усилий родителей в лоббировании внедрения инклюзивной формы обучения, влиянии на законодательный процесс, выработке политики и процедур деятельности школ и сетей поддержки, привлечении финансовых и других ресурсов для развития инклюзивных программ;
- создать мощную сеть родительских организаций и объединений с целью консультативной и информационной работы в окружающей среде и обществе в целом, распространение образцов лучших инклюзивных практик средствами массовой информации, в том числе среди родителей здоровых детей.
Важно установление партнерских отношений с местными, национальными и международными общественными организациями, которые выполняют функции оказания помощи, играют роль правозащитников. К примеру, организация «Лица с нарушениями в развитии» поддерживает партнерские отношения со многими школами и учебными заведениями, пытаясь создать условия для плавного перехода от инклюзивного обучения в инклюзивную жизнь после окончания школы.Некоммерческие группы предлагают разнообразные услуги, услуги по реабилитации, профессиональному обучению и помощь в организации отдыха. Значительную поддержку и ресурсы для установления партнерских отношений со школами и лучшего воплощения в жизнь практики инклюзии могут также предоставлять организации, которые занимаются людьми с определенными нарушениями (такими как аутизм или синдром Дауна). Школы развивают отношения с такими организациями, создавая условия для расширения ответственности за образование с привлечением общины к работе в русле позитивного сотрудничества.
Таким образом, важное условие успешного решения задач инклюзивного обучения детей с особыми потребностями – организация сотрудничества учителей, специалистов по специальной педагогике, психологов, логопедов и тому подобное; привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)