Инклюзивный ресурсный центр. Функции ИРЦ
На начальном этапе деятельности на ИРЦ возлагаются следующие функции:
1) Навигация. ИРЦ помогает родителям детей с особыми потребностями найти среди предлагаемых услуг необходимые для оказания поддержки, реабилитации и образования именно их детям; предоставляет информацию об имеющихся видах поддержки в повседневном быту – транспорте, оборудовании, ассистировании и тому подобное.
2) Ресурсы. Информационные ресурсы для педагогов, специалистов и родителей:профессиональные справочные материалы, учебно-методические пособия, информация об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзии и тому подобное.
3) Отстаивание интересов. Предполагается осуществлять по двумнаправлениям: 1) представительство интересов конкретного ребенка; 2) пропаганда, просветительская работа, информирование об идеях и принципах инклюзивного образования.
Чтобы выполнить эти функции, ИРЦ должны собирать актуальную информацию об имеющихся ресурсах каждого региона и налаживать рабочие контакты с институтами, работающими с детьми с особыми потребностями, – школами, реабилитационными учреждениями, логопедическими пунктами, службами для семьи, детей и молодежи и др.Также ИРЦ должны собирать информацию по запросам конкретных семей;препятствий, с которыми они сталкиваются в попытке попасть в дошкольныеучебные заведения и школы; детей, которые в ближайшие годы пойдут в школу и нуждаются в определенных особых условиях обучения (переоборудованной туалетной комнаты, сопровождения, специального транспорта и т.п.). На пересечении этих двух потоков информации имеет выкристаллизоваться социальный заказ нанеобходимый ресурс. Далее его нужно найти и вложить в систему местной общины для ее успешного функционирования.
В основе определения рассмотренных моделей ресурсных центров инклюзивного обучения положен принцип расположения.
Можно рассматривать различные варианты предоставления услуг ресурсными центрами.Необходимо отметить, что большинство центров предлагают ряд дистанционныхи локальных (таких, предоставляемых на месте) услуг. Эти модели появились главным образом в ответ на существующие потребности лиц с особыми потребностями, семей, работников социальных служб или определенной целевой группы (например, людей с нарушениями зрения):
- дистанционное обслуживание. По этой модели услуги предоставляются, чтобы поддержать ребенка там, где он непосредственно находится (дома, в учебном заведении и т.п.). Например, ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата может потребовать специального транспорта, доступа к зданиям, адаптированных технологий для обучения, а также физических приспособлений, которые помогут соблюдать личную гигиену.
Врач или педагог посещает ребенка дома, в детском учреждении или школе для того, чтобы установить, какие адаптации необходимы для удовлетворения потребностей ребенка;
- услуги, предоставляемые на месте. Услуги предоставляются непосредственно в центре; родители, дети и педагоги учебного заведения посещают центр, чтобы получить необходимую поддержку. Например, родители и учителя приезжают в центры с целью получить консультацию специалистов, иметь возможность наблюдать за ребенком в процессе специальных занятий.
Ресурсные центры находят схемы ротации оборудования или поочередного использования, когда клиент, который больше не нуждается в определенном устройстве, передает его для использования другому.
Необходимо учитывать целесообразность определенного варианта предоставления услуг для конкретного ребенка. Четких правил не существует, и модели предоставления услуг успешнее, если их можно просматривать и изменять при необходимости.
Таким образом организация сотрудничества разнопрофильных специалистов в инклюзивном образовательном учреждении имеет свою специфику и является условием эффективного решения задач образования и социализации детей с особыми потребностями.
3.2. Сотрудничество специалистов как условие реализации дифференцированного ииндивидуального подходов в инклюзивном классе.
Роль каждого из специалистов в процессе оценивания.
Предпосылкой в обеспечении успешности обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учебном заведении является индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Индивидуальное планирование учебно-воспитательного процесса имеет цель:
- разработка комплексной программы развития ребенка с особыми образовательными потребностями, что поможет педагогическому коллективу учреждения приспособить среду к потребностям ребенка;
- предоставление дополнительных услуг и форм поддержки в процессе обучения;
- наблюдение за динамикой развития ученика.
С целью определения индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности детей с особыми потребностями все члены консультативно-педагогической группы (учитель, ассистент учителя, психолог, логопед, учитель-дефектолог и тому подобное; с участием родителей) участвуют в оценке уровня психофизического развития ребенка в пределах своей компетенции.
Что именно оценивается:
- особенности развития познавательных процессов;
- уровень подготовленности ребенка (общий образовательный уровень);
-адаптационный потенциал (какие могут возникать трудности в адаптации, или находился ли ребенок в коллективе и т.д.);
- индивидуальные стили обучения, способности, интересы.
Подробно о самом процессе оценивания говорится в учебном курсе для институтов последипломного педагогического образования «Оценивание в инклюзивно мклассе».
Процесс оценивания имеет особенности на каждом этапе организации работы в заведении с инклюзивным обучением:
- первым этапом в организации учебной деятельности детей сособыми потребностями должны быть оценки состояния психофизического развития ребенка каждым из специалистов, работающих с ребенком, а также фиксация полученных данных в бланках по сложившейся форме согласно их квалификации с целью презентации результатов оценки на первом заседании консультационно-педагогической группы;
- следующий этап – организация первого заседания (началоучебного года) консультационно-педагогической группы для создания индивидуального учебного плана, на котором происходит просмот ррезультатов оценки и данных о психофизическом развитии ребенка(выводы каждого из членов группы, а также представителей ПМПК в случае необходимости); определение и согласование на этой основе аспектов обучения, требуют применения специальных методик, определенной адаптации задач, модификаций классной среды, создания особого графика учебной нагрузки и тому подобное; определение долгосрочной цели и краткосрочных задач, критериев оценки учебных достижений, планов работы для каждого предварительно согласованного аспекта; определение и согласование необходимых сопутствующих услуг (в том числе – интегрированныхс привлечением специалистов специальных учебных заведений, реабилитационных центров, учреждений медицинского профиля и т.д.); назначения и согласования даты следующей встречи (обязательные следующие встречи с предыдущими оценками: конец первого семестра, конец учебного года, а также возможные промежуточные по необходимости).
По решению консультационно-педагогической группы возможно составить план оценивания (сбора информации о ребенке): количество посещений класса психологом с целью проведения наблюдений, обследования логопеда и тому подобное.
В инструктивно-методическом письме «Организация учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного обучения» указано, что для определения имеющегося уровня знаний и умений ребенка с особыми потребностями «группа специалистов в течение 1-2 месяцев (в зависимости от сложности нарушения) изучает возможностии потребности ребенка, фиксирует результаты изучения: его умения, сильные качества итрудности, стиль обучения (визуальный, кинестетический, многосенсорный и другие, особенно если один из стилей доминирует), в чем нужна помощь;информация о влиянии нарушений развития ребенка на его способность к обучению (сведения предоставлены психолого-медико-педагогической консультацией).Вся информация должна быть максимально точной, поскольку она является основой для дальнейшей разработки задач».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)