Модели организации ресурсных консультативно-методических центров
Можно определить определенные модели организации ресурсных
консультативно-методических центров.
Первая модель - ресурсный центр как отдельная структура.Например, Региональный ресурсный центр в г.Н действуеткак отдельная структура, которая имеет свой штат работников (сурдопедагог, тифлопедагог, логопед, специалисты по физической реабилитации и т.д.), комплекс учебных программ и методических материалов для детей разного возраста, специальное оборудование. Специалисты центра принимают участие в осуществлении сопровождения детей с особыми потребностями в заведениях с инклюзивным обучением, при необходимости оказывают консультативные услуги педагогам, организуют обучение специалистов.
Рассматриваются следующие этапы осуществления сопровождения таким центром:
1. Команда ресурсного центра просматривает документы личного дела ученика и определяет необходимость оценки/диагностики психофизического состояния развития ребенка.
2. Оценка может проводиться как в центре, так и в учебном заведении.
3. Команда ресурсного центра встречается с педагогами и родителями ребенка, чтобы по результатам оценки определить необходимые адаптации/модификации (физического пространства, учебных материалов, методов преподавания и т.д.).
4. Подготовка и обучение родителей и педагогов учебного заведения, в котором учится ребенок, проводится соответствующими работниками ресурсного центра.
5. Работники ресурсного центра осуществляют систематический контрольза успешностью выполнения учебной программы и постоянную консультативную поддержку родителей, педагогов в соответствии с определенным планом при необходимости.
Вторая модель – ресурсныйцентр как структурное подразделение специального учебного заведения.
Специальные учреждения, кроме своих основных функций, могут стать своеобразными ресурсными центрами, способными обеспечивать специальное сопровождение детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях, предоставлять консультации педагогам массовых школ, быть технической иучебно-методической базой для школ, внедряющих инклюзивную практику.
Соответствующая модель целесообразна в странах, которые имеют развитую систему специальных учебных заведений, о чем говорится в Саламанской декларации в рамках действий по обучению лиц с особыми потребностями (принятые в1994 в г. Саламанка, Испания). Положения декларации должны быть основой образовательной политики и практической деятельности 92-х государств – участников конференции. В ней, в частности, говорится: «Положение с образованием лиц с особыми потребностями значительно варьируется в зависимости от страны. К примеру, существуют страны с хорошо отлаженными системами специальных школ для лиц с конкретными нарушениями развития (определенных категорий).Персонал специальных заведений имеет опыт, необходимый для раннего выявления, диагностики лиц с нарушениями развития. Специальные школы могут использоваться в качестве центров профессиональной подготовки и ресурсных центров для персонала, работающего в обычных школах ... Большой вклад, который персонал специальных школ может внести в работу общеобразовательных школ, заключается в разработке содержания учебных планов и методик с учетом индивидуальных потребностей учащихся».
В таком контексте интересен зарубежный опыт. По данным Министерства образования и науки этой страны, большинство специальных школ в соответствии с«Концепцией развития специального образования» сотрудничают с массовыми общеобразовательными школами, где учатся дети с особыми потребностями.В частности, в 1998 году пять специальных школ получили статус «центров развития». Эти учреждения успешно выполняют функции консультативных центров, разрабатывают учебные программы для специальных классов, функционирующих в массовых учебных заведениях, предоставляют учебно-методическую помощь учителям массовых школ, участвующих в переподготовке и повышении квалификации педагогов.Постановление Кабинета министров «Критерии и порядок, по которым специальное учебное заведение получает статус «Центра развития», предоставляет возможность проводить постепенное реформирование заведений специального типа, расширяя их функции, сохраняя кадровый и учебно-методический потенциал. Возможности получения статуса «Специальная школа – центрразвития»побуждает специалистов специальных заведений способствовать реформированию образовательного процесса, повышать свой квалификационный и профессиональный уровень, а не сопротивляться развертыванию сети учреждений инклюзивного типа.
Для России такая модель актуальна, поскольку, как и большинство постсоветских стран, наша страна имеет мощную систему специальных учебных заведений. Так, предусмотрено «... образование учебно-реабилитационных центров на базе специальных общеобразовательных школ-интернатов, привлечение специалистов и использование оборудования указанных школ с целью улучшения обучения детей, нуждающихся в коррекции физического и/или умственного развития, в классах с инклюзивным обучением и специальных классах общеобразовательных учебных заведений ».
Начато создание ресурсных центров на базе специальных учебных заведений, ПМПК; отдельные функции берут на себя общественные организации.
Третья модель – создание ресурсного центра при научно-исследовательских институтах, дефектологическ факультетах (институтах) высших учебных заведений.
Ресурсный консультативно-методический центр коррекционной работы иинклюзивного обучения в г.Москве создан Институтом специальной педагогики АПН России. В центре предоставляются психолого-педагогические и коррекционнореабилитационные услуги детям с особыми потребностями и их родителям, консультации специалистами и педагогами.
Приоритетное направление работы Центра – повышение квалификации педагогических кадров для системы специального образования, реализации инклюзивного обучения. Благодаря современному оборудованию в Центре есть возможность проводитьИнтернет-конференции, дистанционное обучение, слушать лекции известных мировых ученых и обсуждать актуальные проблемы он-лайн.
Сочетание научно-методического потенциала Института специальной педагогики АПН России, разработанных учеными теоретических подходов в области инклюзивного образования с современными образовательными технологиями, опытом учебно-развивающей работы сотрудников создает условия для внедрения современной модели психолого-педагогического и коррекционно-реабилитационного сопровождения образования детей с особыми потребностями.
Четвертая модель – виртуальный ресурсный центр.
Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в России осуществляет свою деятельность в сети Интернет, которая является актуальной в условиях недостаточного материально-технического обеспечения этого направления.
Такая модель, в частности, в контексте повышения квалификации педагогов, широко используется в других странах. «Не отвергая необходимость в личных контактах, онлайновая среда предлагает еще один ценный источник и взаимную возможность для повышения квалификации учителей, что, в свою очередь, ведет к улучшению обучения учащихся». Повышение квалификации учителей: стратегия совершенствования школы.
На официальном сайте канадско-российского проекта по программе«Инклюзивный ресурсный центр» указано: «Инклюзия, как образование для всех, требует чрезвычайно разнообразных ресурсов. Дети с особыми потребностями, которые интегрируются в общеобразовательные школы, – разные, их потребности могут очень отличаться. Поэтому иметь сразу всю нужную информацию, оборудование, опыт, специалистов на каждый случай невозможно. В каждом случае необходима акцентированная индивидуальная работа, поиск различных способов поддержки. Фактически каждой семье, ребенку, школе, педагогу необходимо предоставить каждый раз новую помощь, которая нивелирует проблемы и облегчит вхождение в учебный процесс. Книги, веб-ресурсы, переводные материалы, а также информация обо всех существующих в обществе сопутствующих услугах и их координаты предоставятся по запросу родителей и педагогов. Все это в значительной степени новое, еще не обусловленное никакими инструкциями, поэтому требует творческого подхода».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)