Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК)
Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) являются методическимиучреждениями системы образования и науки Российской Федерации, которые осуществляют консультативную, методическую, психолого-педагогическую, коррекционно-развивающую, аналитическую, прогностическую, профилактическую, просветительскую деятельности.
ПМПК – учреждения, характерные для системы образования России, в отличие от ресурсных центров инклюзивного обучения, должности ассистента учителя и т.д., которые являются инновационными аспектами в контексте внедрения инклюзии. На современном этапе ПМПК – неотъемлемая составляющая системы инклюзивного обучения.
В состав ПМПК входят: заведующий ПМПК, специальные педагоги(логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), практические психологи, врач-психиатр и врач-невролог.
В советское время действовали психолого-медико-педагогические комиссии, которые на основе диагностики уровня психофизического развития ребенка определяли тип учебного заведения, куда ребенок направлялся; вывод комиссии былобязательным для выполнения.
Сегодня функции и задачи психолого-медико-педагогических консультаций изменено в соответствии с современными гуманистическими образовательными тенденциями, специалисты учитывают пожелания родителей и дают рекомендации(Вывод ПМПК носит рекомендательный характер).
Согласно действующему законодательству, с целью предоставления органам управления образованием, здравоохранения, социальной политики квалифицированной помощи по обеспечению конституционных прав детей с особыми потребностями, определение для них адекватных форм психолого-педагогической, социально-медицинской помощи, утверждены изменения в Положении, которым предусмотрено:
«1.2. Деятельность психолого-медико-педагогических консультаций направлена на : выявление, психолого-педагогическое изучение, оценку труда и потенциальных возможностей развития детей в возрасте до 18 лет, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, имеют признаки риска возникновения трудностей познавательной деятельности и поведения;подготовку заключения и рекомендаций по развитию, содержанию, форм иметодов обучения с учетом особенностей учебно-познавательной деятельности ребенка;консультирование родителей (лиц, их заменяющих), педагогических работников по вопросам выбора возможных форм и методов обучения, в том числе инклюзивного (интегрированного) – в сочетании с реабилитационными мероприятиями, социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития;учет, систематизацию и анализ данных о количестве детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития с учетом видов нарушений в регионе. Цель – предоставить предложения органам управления образованием по созданию надлежащих условий и принятием мер по реализации права таких детей на получение образования, обеспечения ее гибкости и разнообразия в местах проживания;участие в составлении индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью (совместно с врачебно-консультационными комиссиями учреждений здравоохранения);организацию индивидуальной коррекционно-развивающей помощи детям, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, прежде всего со сложными и тяжелыми нарушениями;сотрудничество со школьными психолого-медико-педагогическими комиссиями специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов);оказание научно-методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных учебных заведений по вопросам инклюзивного (интегрированного)обучения и создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей, развития способностей, дарований, получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями;системную психолого-педагогическую поддержку детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в условиях инклюзивного(интегрированного)обучение по индивидуальной форме в домашних условиях;психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью;привлечение родителей (лиц, их заменяющих) к участию в реабилитационном процессе путем их участия в проведении коррекционно-развивающих занятий, предоставление методических рекомендаций по развитию и воспитанию их детей;просветительскую деятельность среди населения с целью профилактики возникновения нарушений в психическом развитии детей, трудности в обучении и формировании личности».
В контексте сотрудничеств апсихолого-медико-педагогической консультации иинклюзивной школы важны такие аспекты:
- в перечень документов, сопровождающих ребенка во время его зачисления в учебное заведение, входит выписка из протокола заседанияПМПК с рекомендациями (рекомендации имеют существенное значение для определения индивидуальных образовательных потребностей ребенка).
По результатам рекомендаций ПМПК и комплексной оценки специалисты общеобразовательного учебного заведения составляют индивидуальный учебный план, определяют необходимые адаптации для успешного обучения и развития ребенка;
- обследование детей может осуществляться специалистами ПМПКнепосредственно в учебном заведении, но только с согласия и в присутствии родителей (лиц, их заменяющих).
Основанием для осуществления такого консультирования могут быть нарушения формирования у ребенка познавательной деятельности согласно возрастным нормам, трудности усвоения им знаний, умений, навыков, общественного опыта».
- в состав консультативно-педагогической группы (работники, соприкасающиесяс организацией инклюзии в учебном заведении; родители) при необходимости входят специалисты ПМПК, посещающие очередные и внеочередные заседания, предоставляют консультации, участвуют в принятии решений.
Рекомендации ПМПК, где указано, в какой помощи нуждается ребенок и на какую программу следует ориентироваться при составлении индивидуального учебного плана, рассматриваются и учитываются членами команды заведения;
- при условии, что члены консультационно-педагогической группы признают целесообразным использование в разработке индивидуального учебного планаучебных программ, планов специального образования, обязательным является осуществление такой работы на основе соответствующих рекомендаций ПМПК. В документах, регламентирующих деятельность инклюзивных учебных заведений указано:
«10. Учебно-воспитательный процесс в классах с инклюзивным обучением осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом общеобразовательного учебного заведения, составленного на основе типовых учебных планов общеобразовательных учебных заведений с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
На основе указанного рабочего учебного плана разрабатывается индивидуальный учебный план для детей сособыми образовательными потребностями (далее - индивидуальный учебный план) с учетом заключения психолого-медико-педагогической консультации».
«Для детей с особыми образовательными потребностями, которые имеют интеллектуальные нарушенияи сложные нарушения развития (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью, задержкой психического развития), на основе рабочего учебного плана школы разрабатывается индивидуальный учебный план с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации и на основе типовых учебных планов специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.
Индивидуальный учебный план определяет перечень учебных предметов, последовательность их изучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета по годам обучения, и недельное количество часов. В плане учитываются дополнительные часы на индивидуальные и групповые занятия, курсы на выбор, факультативы и т.п.
Для проведения коррекционно-развивающих занятий в индивидуальном учебном плане ученика предполагается от 3 до 8 часов в неделю(количество часов определяют соответствующие психолого-медико-педагогические консультации).
В контексте сотрудничества ПМПК с инклюзивным учебным заведением актуальны такие пункты Положения:
«2. Основные задачи и функции психолого-медико-педагогических консультаций:
2.1.11. Предоставление консультативно-методической помощи родителям (лицам, их заменяющих), руководителям учебных заведений, педагогам, практическим психологам, социальным педагогам, медицинским, социальным работникам, общественности по вопросам воспитания, обучения и социально-трудовойреабилитации (подготовки) детей с нарушениями психофизического развития, в том числе раннего возраста, расстройствами поведения и т.д., внедрение инклюзивного, интегрированного обучения детей дошкольного и школьного возраста.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)