Потребность в опыте экспертов и/или профессиональной помощи
Традиционно потребность в опыте экспертов и/или профессиональной помощи основывается на определении категорий детей с инвалидностью и другими учебными ограничениями. Действительно, финансирование и / или возможность получить помощь, обычно, зависят от того, соответствует ли ученик требованиям диагностических категорий, определенных в процессе оценивания. Согласно этой модели категорийные понятия ограниченных возможностей остаются тесно связанными с экономическими факторами, поскольку школы и другие учреждения получают финансирование только в зависимости от выявленных у детей ограниченных возможностей.
Работа с детьми, которая традиционно проводится с использованием модели профессиональной помощи, характеризуется сосредоточением на диагностике и рекомендациям по индивидуальной терапии.
Что делать с учениками, которые могут нуждаться в помощи, потому что они имеют«невидимые» нарушения, или с теми, кто «считает себя имеющим ограниченные возможности, хотя, с точки зрения официальных или традиционных соображений, их таковыми не считают»? Наша цель –снизить уровень эксклюзии (исключения) и гарантировать всем ученикам успешный опыт обучения. Наилучшим образом изменить систему предоставления «вспомогательных услуг» со стороны специалистов можно, сместив акценты в работе по оказанию поддержки из «других» учеников в сообщество специалистов, которые работают в школе.
Главными особенностями являются коллективная (в отличие от индивидуальной)профессиональная ответственность за обучение учеников и упор на общие ценности. Очевидно, дискуссионными являются вопросы по решению проблемы отказа от «модели профессиональной помощи» и ее замены «системной поддержкой»школьных сообществ в их работе по определению собственных приоритетов, оказания влияния на форму своих инициатив, призванных обеспечить уважение к разнообразию, а также предоставление конкретных доказательств своих успехов».
Помощник учителя в системе отношений сотрудничества.
Интегрирования детей с особыми потребностями в общеобразовательные учебные заведения обусловила необходимость введения дополнительной должности – помощника учителя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным интегрированным обучением.
В России такую должность может занимать лицо, имеющее профессиональное образованиеи курсовую переподготовку по работе в условиях инклюзии. В некоторых странах помощниками учителей работают специалисты, которые прошли соответствующее обучение, но не имеют высшего педагогического образования.
Стоит отметить, что в процессе обсуждений вопросов введения новой должности по инициативе специалистов Минобразования России при участии педагогической общественности рассматривались различные варианты по уровню подготовки помощника учителя; было принято решение об обязательном педагогическом образовании такого специалиста.
Помощник учителя – равноправный член педагогического коллектива заведения, участвует в учебно-воспитательном процессе в соответствии со своими обязанностями (как вариант рассматривалось название должности «учитель-помощник», чтоподчеркивает важную роль специалиста в системе профессиональных отношений).
Основные задачи помощника аучителя инклюзивного учебного заведения заключаются в:
- адаптации содержания и методов обучения к возможностям и потребностям ребенка с особыми образовательными потребностями;
- применении во время урока (учебного процесса в целом) системы дополнительных мероприятий, направленных на овладение учебным материалом;
- проведении дополнительных занятий с учащимися, имеющими трудности в усвоении учебного материала;
- дополнении (вместе с учителями) учебной программы материалом, усвоение которого необходимо ученику с особыми потребностями для полноценной жизни в классе, школе, обществе;
- участия в разработке и реализации индивидуальных учебных планов на каждом из определенных этапов (оценка психофизического состояния развития ребенка, определение и согласование аспектов обучения, требующих применение специальных методик, определенной адаптации задач, модификаций классной среды, создания особого графика учебной нагрузки, мониторинг результатов и т.п.);
- обеспечении индивидуального подхода на уроках и внеклассных мероприятиях (занятия с ребенком, который не может работать полный урок, требует дополнительного перерыва и т.д.).
Пример из опыта экспериментальных школ: второклассник с особыми потребностями присутствует в классе на всех уроках (кроме рисования, труда, физкультуры) в течение первых 30 мин., затем устает, начинает нервничать, концентрация внимания существенно снижается. В соответствии с рекомендацией членов консультационно-педагогической группы ученик в сопровождении помощника учителя выходит из класса; оба идут в комнату психологической разгрузки, где играют, или повторяют материал (в зависимости от состояния ученика). Возможно предусмотреть в это время занятия с психологом, логопедом и тому подобное.
Стоит заметить, что часть учеников с определенными нарушениями психофизического развития (например, опорно-двигательного аппарата) требуют также сопровождения лица, осуществляющего техническую поддержку (сопровождает ученика в помещения школы, помогает пользоваться туалетной комнатой, столовой и т.д.), не работая непосредственно в классе, во время учебного процесса.
Существенными по организации работы помощника учителя есть такие моменты:
- индивидуальный подход в работе помощника, что предполагает отсутствие четкого перечня обязанностей, организацию сопровождения с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
-помощник учителя при необходимости помогает всем ученикам в классе, в которых возникают трудности в обучении или отношениях в коллективе;
- нужно различать роли помощника учителя и специалиста специального образования; помощника учителя, как уже отмечалось, владеет принципами работы в учебном заведении с инклюзивным обучением и может не иметь специального дефектологического образования.
Важное направление деятельности всех специалистов в инклюзивном учебном заведении, в частности ассистента учителя, - систематическое изучение возможностей и потребностей ребенка, оценка динамики его развития. Помощник учителя, находясь значительное время рядом с учеником, имеет возможность постоянно наблюдать и анализировать его деятельность в учебной и внеклассной среде. Целесообразна фиксация таких данных, ведение дневника наблюдений с целью репрезентации результатов на заседании консультационно-педагогической группы, при планировании уроков и дополнительных занятий с учителем и тому подобное.
Часто возникает вопрос, где именно должен находиться помощник учителя во время урока. Обычно, ассистент учителя сидит рядом с учеником с особыми потребностями (не занимая место второго ученика) так, чтобы не мешать другим детям в классе. Для ученика с особыми потребностями необходимо выбрать место, для него наиболее удобное. В процессе урока помощник учителя может изменять расположение, чтобы оказать помощь другим ученикам, или решить вопросы, которые возникают. На первом этапе важно объяснить ученикам почему, например, рядом с Сашей есть помощник, а рядом с другими – нет. Для предотвращения такого «выделения» ученика с особыми потребностями, важно, во-первых, чтобы помощник учителя во время урока и на перемене подходил к разным детям, общался со всеми учащимися; во-вторых, пояснил, что сейчас Саше больше нужна помощь, а в дальнейшем помощник будет помогать тому, кому поддержка также будет необходима. Со временем дети привыкают к такой практике и воспринимают ее как обычную.
Говоря об особенностях работы помощника учителя, стоит заметить, что как в целом в инклюзивном образовании не существует универсальных инструкций, а только рекомендации, так и в отношении помощника учителя невозможно предусмотреть все варианты, которые возникают на практике. Так, если в классе есть ребенок с нарушениями слуха, который пользуется жестовой речью, целесообразно, чтобы помощник учителя также владел жестовой речью, помогая ученику в обучении, общении. В каждом конкретном случае, принимая решение, следует учитывать индивидуальные особенности учебно–познавательной деятельности ребенка с особыми потребностями, рекомендации специалистов и родителей, имеющиеся ресурсы и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)