Инклюзивное обучение - не альтернатива специальному образованию
Следующий аспект – существенный в контексте проблемы внедрения инклюзивного обучения. Необходимо отметить, что инклюзивное обучение не является альтернативой специальному образованию. Создавая теоретические и методические основы инклюзивного обучения, следует максимально использовать методологические положения специальной педагогики, достижения и опыт специального образования.
Целесообразность сохранения и развития системы специальных школ в России подтверждается существенными достижениями заведений этого типа по образованию детей с особыми потребностями. Таким образом, несмотря на актуальность инклюзивного образования, специальные школы должны развиваться параллельно с инновационными учебными заведениями, обеспечивая право выбора вариативных моделей получения образования детьми с особыми потребностями (некоторые страны, которые в свое время полностью отменили систему специальных учебных заведений в пользу инклюзивному образованию, сегодня признают это как ошибку).
В условиях общеобразовательного учреждения с инклюзивным обучением одним из существенных моментов является создание дополнительных необходимых условий, обеспечение поддержки и сопровождения детей с особыми потребностями.
Реализация такой поддержки предусматривает два основных направления, важные в контексте сотрудничества специалистов общего и специального образования:
- изменение подходов (применение педагогом специальных методик, адаптация методов и средств обучения и т.д.) в учебно-воспитательном процессе для удовлетворения образовательных потребностей всех детей, в том числе детей с особыми потребностями;
- реализация психолого-педагогического, коррекционно-развивающего сопровождения детей с особыми потребностями, что осуществляется соответствующими специалистами (специалистами специального образования, психологами).
По первому направлению можно определить следующие этапы организации работы:
1) создание в учебном заведении консультационно-педагогической группы(работники, имеющие отношение к организации инклюзии в учебном заведении, родители), которая принимает решение о привлечении специалистов специальных учебных заведений, реабилитационных центров, учреждений медицинского профиля, если возникнет такая необходимость;
2) организация работы консультационно-педагогической группы, в рамках которой специалисты специального образования:
- оказывают консультативно-методическую помощь педагогам, работающим с детьми с особыми потребностями, а также родителям;
- участвуют в разработке индивидуальных учебных планов (на этапе оценки психофизического состояния развития ребенка, определения и согласования аспектов обучения, требующих применения специальных методик, определенной адаптации задач, создания особого графика учебной нагрузки и тому подобное; определение долгосрочной цели и краткосрочных задач, критериев оценки, планов работы для каждого предварительно согласованного аспекта.
- на основе наблюдений и обобщения результатов работы на каждом этапе реализации ИНП разрабатывают рекомендации, участвуют в очередных и внеочередных заседаниях консультационно-педагогической группы учреждения (частота профессиональных контактов зависит от потребности);
3) изменение с учетом консультаций специалистов-дефектологов педагогами (учителем и помощником учителя) практики работы в классе – модификация методов и приемов преподавания, адаптация учебных задач, использование современных подходов, методик, технологий и др., которые способствуют привлечению учащихся с особыми потребностями к различным видам деятельности, повышать эффективность усвоения ими учебного материала.
Необходимо отметить первое направление по изменению педагогом подходов осуществления учебно-воспитательного процесса как результат сотрудничества специалистов общего и специального образования, предусматривает прежде всего поддержку педагога (опосредованное влияние на ученика). Второе направление касается реализации психолого-педагогического, коррекционно-развивающего сопровождения ученика с особыми потребностями.
По второму направлению можно выделить определенные этапы:
1) определение и согласование на заседании консультационно-педагогической группы необходимых сопутствующих услуг для конкретного ребенка с особыми потребностями (дополнительных и развивающих занятий), которые предоставляются специалистами специального образования;
2) оценка возможностей учебного заведения о проведении дополнительных и развивающих занятий (логопедом, психологом, другими специалистами) благодаря ресурсам заведения; определение необходимости привлечения ресурсов и специалистов снаружи, чтобы обеспечить сопроводительные услуги, прежде всего требуют соответствующей среды (например, занятия, где используются специальная аппаратура, оборудование и т.д.);
3) организация сотрудничества (учебного учреждения со специальными учебными заведениями, реабилитационными центрами, учреждениями медицинского профиля и т.д.). В частности, обращение в органы управления образованием, ресурсных консультативных служб, в том числе ПМПК, по содействию в организации сотрудничества со специальными учебными заведениями определенного профиля – для детей с нарушениями зрения, слуха и т.д.; учебно-реабилитационными центрами, медицинскими учреждениями, которые могут обеспечить необходимые сопроводительные услуги; заключение соглашений с соответствующими учреждениями(формирование объединений учебных заведений, поддерживающих инклюзии, и специальных, которые активно сотрудничают, используя персонал и ресурсы, совместно проводя мероприятия и т.п.);
4) согласование сопутствующих услуг (дополнительных и развивающих занятийи т.п.) и общего учебно-воспитательного процесса (изменения в расписании, учебном плане, определение места проведения: на базе основного заведения, в условиях других институтов).
Учитывая опыт работы учреждений с инклюзивным обучением, в том числе зарубежный, стоит отметить: лучший вариант – проведение развивающих занятий с детьми с особыми потребностями на базе основного заведения, в котором ребенок учится. Это создает благоприятные условия для ее адаптации к учебной среде.
В этом контексте организации специального сопровождения детей с особыми потребностями важные положения, которые отражены в нормативном документе, в частности:
«3. Для организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями (с недостатками физического и психического развития, в томчисле детей-инвалидов) в общеобразовательных учебных заведениях создаются условия для: обустройства кабинетов учителя-дефектолога, психологической разгрузки, логопедического для проведения коррекционно-развивающих занятий; обеспечение соответствующими педагогическими кадрами.
11. Особенностью учебно-воспитательного процесса детей с особыми образовательными потребностями является его коррекционная направленность.
12. В индивидуальном учебном плане предусматривается от трех до восьми часов в неделю для проведения коррекционно-развивающих занятий с учетом заключения психолого-медико-педагогической консультации и типовых учебных планов в специальных общеобразовательных учебных учреждениях для детей, нуждающихся в коррекции физического и/или умственного развития. Такие часы учитываются при определении предельно допустимой недельной учебной нагрузки для детей с особыми образовательными потребностями.Коррекционно-развивающие занятия проводятся соответствующими учителями-дефектологами и практическими психологами.
13. Согласно заключению психолого-медико-педагогической консультации и с согласия родителей для детей с особыми образовательными потребностями педагогические работники, в том числе учителя-дефектологи, разрабатывают индивидуальную учебную программу, учитывая учебные программы общеобразовательных учебных заведений. Программа эта утверждается руководителем учебного заведения и пересматривается два раза в год (в случае потребности чаще) с целью ее корректировки ».
Данным документом также предусмотрено:
«4. Рассмотреть вопрос о создании учебно-реабилитационных центров на базе специальных общеобразовательных школ-интернатов, привлечение специалистов и использование оборудования в указанных школах с целью улучшения обучения детей, нуждающихся в коррекции физического и/или умственного развития, в классах с инклюзивным обучением и специальных классах общеобразовательных учебных заведений и в случае необходимости подать профильному министерству Российской Федерации проекты соответствующих решений.
«11. Ввести в штатное расписание общеобразовательных учебных заведений с инклюзивным и интегрированным обучением должности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального работника при наличии контингента учащихся из расчета одна должность на каждое учебное заведение».
Зарубежные ученые отмечают, что сотрудничество специалистов в заведении с инклюзивным обучением следует рассматривать как инструмент достижения конечной цели – учебные достижения и социализации ребенка с особыми потребностями в соответствии с индивидуальными возможностями.В частности, «одна из важных целей такого сотрудничества – определить оптимальные методы преподавания, соответствующие особым потребностям ученика.
Много предложений, предоставленных специалистами специального образования или ресурсных центров по обучению детей с особыми потребностями, предусматривают применение методов, полезных для улучшения достижений всех учащихся. Важны общие обсуждения, обмен идеями об особенностях обучения конкретных учеников. Результаты достигаются за счет сочетания знаний педагога по объему учебного материала в соответствии с программой, общих подходов работы с классом и специалистов специального образования или ресурсных центров, которые могут предложить специальные методики, адаптацию преподавания в соответствии с определенными нарушениями (нарушение слуха, зрения и т.п.)». Построение взаимоотношений сотрудничества ради выполнения потребностей инклюзии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)