Организационно-методические условия профессионального сотрудничества в инклюзивном учебном заведении
3.1. Сотрудничество разнопрофильных специалистов в инклюзивном учебном заведении.
3.2. Сотрудничество специалистов как условие реализации дифференцированного и индивидуального подходов в инклюзивном классе.
3.3. Профессиональное сотрудничество в различных учебных условиях.
3.4. Сотрудничество специалистов инклюзивной школы с родителями организационно-методические условия профессионального сотрудничества в инклюзивном учебном заведении.
Собраться вместе - это начало,
остаться вместе - это прогресс,
работать вместе - это успех.
Генри Форд
Одно из важных условий внедрения инклюзивной модели в учебном заведении – организация профессионального сотрудничества, результатом которого должна стать образовательная среда, максимально благоприятная для разностороннего развития всех учащихся, в том числе и учеников с особыми потребностями.
«Представьте зимнее утро, дети идут в школу, двор, покрытый толстым слоем снега – и площадку, и лестницы, и пандус. Работница школы убирает снег с лестницы, у которой стоят и ждут ученики. А один мальчик на инвалидной коляске ждет у пандуса. Он обращается к уборщице:«Уберите, пожалуйста, пандус». На что работница отвечает: «Посмотри, сколько учеников ждут, пока я уберу лестницу, и только ты один ждешь, пока яуберу пандус. Сначала я очищу лестницу». «Если Вы уберете пандус, по нему смогут зайти в школу все ученики», – говорит мальчик.
В разделе рассматриваются основные варианты организации профессионального сотрудничества в инклюзивном образовательном учреждении, последовательность решения задач на каждом этапе, особенности участия различных специалистов, нормативные документы, актуальные в рамках проблемы.
3.1. Сотрудничество разнопрофильных специалистов в инклюзивном учебном заведении.
Сотрудничество специалистов общего и специального образования.
Педагоги общеобразовательных учебных заведений, где внедряется инклюзивное обучение сталкиваются с проблемами, обусловленными отсутствием надлежащей подготовки, недостаточным уровнем знаний в области специальной педагогики, специфики работы с детьми, возможности и способности которых несколько отличаются от условной нормы.
С подобными проблемами сталкиваются и зарубежные коллеги. «Несмотря на то, что школьные округа в соответствии с законодательством о специальном образовании внедряют инклюзивное обучение, значительная часть педагогов испытывает трудности в этом процессе. Учителя не обладают достаточной информацией о том, как определенные нарушения влияют на возможности обучения ребенка, и недостаточно подготовлены к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Ситуацию осложняет и то, что учителям общеобразовательных школ приходится не только обучать учащихся с особыми потребностями, но и работать с незнакомой системой документов, регламентирующих инклюзивное образование».
Решение указанных проблем связано с привлечением к работе в условиях инклюзивного учебного заведения специалистов системы специального образования.
Специалисты специального образования – это специалисты в области специальной(коррекционной)педагогики и психологии, которые обладают знаниями по особенностям развития, обучения и воспитания детей с особыми потребностями, специальными технологиями работы с ними.Такие специалисты имеют определенную специализацию, работающих с детьми разных нозологий:
- с нарушениями слуха – сурдопедагоги;
- с нарушениями зрения – тифлопедагоги;
- с нарушениями речи – логопеды;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата – ортопедагогии др.
Специальные педагоги и психологи также занимаются вопросами образования детей с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы (гиперактивными детьми и т.п.), детьми со сложными комбинированными нарушениями (дети с нарушениями слуха и зрения и т.д.).
Кроме специальных педагогов и психологов, с детьми с особыми потребностями работают реабилитологи, специалисты по лечебной физкультуре различных направлений терапии (арт-терапии, иппотерапии и др.).
В России специалистов специального образования готовят в институтах (на факультетах) специальной (коррекционной) педагогики и психологии, которые ранее назывались дефектологический. Несмотря на то, что сегодня термин «дефект» и производные от него в специальной педагогике считаются некорректными и сфераих применения существенно сужается, термин «педагог-дефектолог»применяется, в частности, в нормативных документах.
Специальные педагоги и психологи –прежде всего штатные работники специальных учебных заведений (дошкольных, общеобразовательных; учебно-воспитательных комплексов и т.п.), реабилитационных центров, учреждений медицинского профиля, психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК).
В функции педагогов, работающих в учебных заведениях входит осуществление учебно-воспитательного процесса, в специальных детских садах и школах характерной развивающей (коррекционно-развивающей)направленностью, а также проведение специальных индивидуальных и фронтальных развивающих занятий (например, по развитию слухового восприятия и формирования произношения для детей с нарушениями слуха, лечебной физкультуры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Функции специалистов реабилитационных центров, учреждений медицинского профиляи ПМПК предусматривают выявление и психолого-педагогическое изучение особенностей развития детей с особыми потребностями, предоставление консультативно-методической помощи родителям и педагогическим работникам, проведение индивидуальных развивающих занятий и т.д. (подробно см.«Особенности сотрудничества психолого-медико-педагогической консультации и инклюзивной школы»).
В России существует разветвленная дифференцированная система специальных учебных заведений. Выделяют 8 типов специальных общеобразовательных учебных заведений: для умственно отсталых детей; слепых детей; детей с пониженным зрением; глухих детей; детей с пониженным слухом; детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; детей с тяжелыми нарушениями речи; специальные школы (школы-интернаты) интенсивной педагогической коррекции (для детей с ЗПР).
По данным Минобразования России на сегодняшний день функционирует 380 специальных школ (школ-интернатов) для детей с нарушениями психофизического развития (детей с особыми потребностями), в которых обучается 46221 ученик.В составе массовых общеобразовательных учебных заведений работают 535специальных классов для детей с особыми потребностями (интегрированная форма обучения), в которых обучается 5808 учащихся. По индивидуальной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях обучается более 10459детей этой категории (2011/2012 учебном году).
Сегодня термины «коррекция» (исправление), «коррекционная работа» и т.д. считаются не совсем корректными, в этом смысле используются термины «развитие», «развивающие занятия». В некоторых странах термин «коррекция» используется в контексте системы работы с правонарушителями.
Деятельность учреждений системы специального образования регламентируется Законами Российской Федерации «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О внесении изменений в законодательные акты по вопросам общего среднего и дошкольного образования по организации учебно-воспитательного процесса »;законодательством по правам людей с инвалидностью, в частности, Законами Российской Федерации«Об основах социальной защищенности инвалидов в Российской Федерации», «О реабилитации инвалидов в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)