Индивидуально-психологические особенности партнеров общения
Индивидуально-психологические особенности партнеров общения чаще всего служат причиной коммуникативных барьеров. Объяснить это можно, во-первых, тем, что эти трудности – результат взаимосвязи и взаимодействия индивидуально-психологических особенностей людей. Совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающие индивидуально-психологические особенности, – одно из основных условий их успешного общения. Во-вторых, этот барьер в общении можно объяснить сознательным отсутствием регулирования, сдерживания своих негативных индивидуально-психологических особенностей, таких, например, как раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и тому подобное. Ситуация может ухудшаться тем, что она отражает позицию одного из участников общения, в соответствии с которой он должен быть«естественным» в своих индивидуальных, в частности эмоциональных, проявлениях.
Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, ощутимо влияют на общение (и вызывают трудности при отсутствии или несоответствии этих особенностей общения)коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, внутренняя и внешняя реакции обвинения, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.Развитие умений анализировать, а потом адекватно оценивать свое поведение и осуществлять временами радикальную коррекцию своего отношения к другим– чрезвычайно важно для преодоления барьеров.
Обращаясь к деятельностной сфере возникновения барьеров необходимо заметить, что она состоит из педагогической деятельности педагога, учебной деятельности учащихся и профессионального сотрудничества, направленной на обеспечение двух предыдущих. В педагогической деятельности препятствия могут быть вызваны как самим предметным содержанием, то есть уровнем и характером владения педагогом теми знаниями, организация усвоения которых является основой его деятельности, так и профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, то есть средствами педагогического воздействия на учащихся. Таким образом, основные барьеры связаны с самим развитием, содержанием и формами образовательного процесса, а также особенностями педагогического работника как субъекта учебной деятельности и с процессом общения. Барьеры в учебной деятельности учащихся часто связаны с трудностями постановки и решения педагогических задач, когда педагог не учитывает предыдущих ошибок, недостаточно гибкий во время урока(занятия). Это приводит к формализации урока (занятия) и снижению интереса со стороны учащихся. Различные взгляды на решение вопросов разработки стратегии и тактики организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей педагогической и учебной деятельности в процессе обсуждения ключевых вопросов лидерской командой учебного заведения может также быть причиной возникновения барьеров в деятельности профессионального сотрудничества.
Повышение культуры психической саморегуляции педагогических работников – один из самых эффективных путей преодоления барьеров этой сферы. Полезна помощь психологической службы участникам учебно-воспитательного процесса.
Межличностные отношения в значительной степени влияют на характер деятельности учащихся, а также на работу учебного заведения. Устойчивое положительное (симпатия) или отрицательное (антипатия) отношение, сходство или отличие ценностных ориентаций, соответствие или разница когнитивных и в общем индивидуальных стилей деятельности (общения), а также многое другое, могут облегчить или существенно усложнить (прекратить) взаимодействие людей. Хорошо известно, что межличностные отношения, которые совпадают с основным ассортиментом ролей конвенциональных (условных, общепринятых) отношений, способствуют эффективности деятельности, тогда как их внутреннее противоречие ее снижает. Так, важная межличностная особенность партнеров, которая затрудняет общение, – доминирование того или иного состояния у каждого из них. Это приводит к преднамеренной дезинформации партнера, изменению стиляили невозможности делового общения и др. Среди многих факторов, вносящих дисбаланс в общение, именно межличностные отношения – наиболее статистически значимые.
Незаурядного внимания требует рассмотрение социально-психологического конфликта, поскольку – это особый вид межличностного взаимодействия, в основе которого лежит объективное противоречие целей, интересов и мнений участников. На психологическом уровне это противоречие оказывается в сильных негативных переживаниях участников относительно ситуации, оппонентов и самих себя. Это приводит к тому, что оппоненты, осуществляя свои действия в направлении друг к другу, игнорируют их последствия. Относительно собственного поведения и намерений партнера начинают действовать черно-белые категоричные суждения. В коммуникации оппонентов срабатывают различные барьеры, фильтруют информацию, предоставляют словам вымышленный смысл. В процессе развития конфликта часто увеличиваются недостатки и отрицательные черты оппонента, свой же образ наделяется положительными чертами. Решение конфликта происходит через поиск общих интересов и целей, сужение зоны разногласий к минимуму и заключению соглашений о сотрудничестве. По своемусодержанию такой исход конфликта касается, как правило, деловых конфликтов, затрагивающих социальные или материальные интересы участников взаимодействия. На этой стадии каждый конфликт воплощает в себе две стороны: разрушительную и конструктивную. Российский социальный психолог, один извыдающихся теоретиков конфликта, выделяет два основных типа конфликтов: деструктивный и конструктивный. Деструктивный конфликт – это конфликт, который препятствует взаимодеятельности. Он, как правило, переводит причины, создавшие препятствие взаимной деятельности, на «личности», чем и объясняется специфика его развития: расширение количества участников, приумножения негативными установками в адрес друг друга, а также рост напряжения, предубежденности против партнера. Решение такого конфликта очень сложное. Конструктивный конфликт возникает в случае, когда столкновения касаются не личностной несовместимости, а выяснение разных точек зрения на ту или иную проблему и способы ее решения. В этом случае конфликт способствует формированию более глубокого понимания проблемы, а также мотивации партнеров. Факт права на существование точки зрения оппонента способствует становлению кооперативного взаимодействия внутри конфликта. Тем самым становится возможным его решение путем дискуссии.Анализируя конфликты, можно отметить, что взаимоотношения (организации), где нет конфликтов, очевидно, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решительность и неравнодушие. На стадии понимания и решения они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. При отсутствии конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы. Недаром мир считают результатом творчески развязанного конфликта, когда стороны преодолевают то, что казалось им несовместимым, и достигают подлинного взаимодействия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)