Барьеры общения
Особое место в системе социально-психологических барьеров человека занимают барьеры общения. Они такие же разнообразные как и самообщение. По своей природе эти барьеры могут быть продуктом как безличностных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (например, стереотипы восприятия партнера по общению: выполняя функцию средства психологической защиты от эмоциональной информационной перегрузки, стереотип восприятия одновременно выступает и в роли барьера на пути адекватного восприятия партнера по общению как уникальной индивидуальности), так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению(например, интровертность как характерологическая особенность личностичасти выступает в качестве барьера в ситуации, требующей быстрого психологического переключения внимания с одного контакта на другой).
Под барьерами, препятствующими развитию профессионального сотрудничества понимают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров часто разные, нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, понимание конфликта связано с негативными эмоциональными переживаниями.
Под любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом – столкновение не совместимых желаний партнеров взаимодействия, когда удовлетворение стремлений одной грозит ущемлением интересов другой. Если препятствия на пути к удовлетворению разнообразных желаний – истоки, первопричина конфликтов, то «тяжелый характер», плохое самочувствие, настроение, незнание психологии человека и дефекты техники общения – их катализаторы. Именно они определяют, как быстро конфликт возникнет, в которой форме и сколько продлится.
Инклюзивное обучение - инновационная образовательная технология, вызывает необходимость пересмотра со стороны работников учебного заведения своих мировоззренческих убеждений и объединения усилий, о чем говорилось выше. Уместно понять то, что сопротивление нововведениям (положительно меняют систему образования, определяют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные) – распространенное явление в нашей стране. Оно может возникать как прямой отказ от участия в инновационной деятельности, имитации активности содновременной демонстрацией того, что нововведение не дает положительных результатов, и тому подобное. Некоторые исследователи например, считают, что психологические барьеры или, по их определениями, «болевые точки» возникают из-за недооценки педагогом закономерностей функционирования профессионального сообщества, профессионального сознания и профессиональных действий работников заведения. Авторы выделяют три базовые болевые точки: 1) отсутствие противодействия стереотипам педагогического сообщества, что не желает воспринимать философские, аксиологические и логико-психологические основы новых систем обучения в связи с ориентированностью на предметность в ее технократическом понимании; 2) отсутствие направленности на преодоление конфликтности установок в профессиональном сознании работников учебного заведения; 3)предметоцентризм, внимание к внешней стороне технологии, препятствует личностному осознанию своих педагогических действий.
Рассмотрим барьеры, зачастую возникающие в педагогической среде:
(Типы. Основные характеристики. Причины возникновения.)
Организационно – психологические.
Активное неприятие нововведения через несоответствие ценностям личности в субъект-объектных отношениях.
- несоответствие ценностных ориентаций личности и целей инноваций;
- неправильное распределение прав и ответственности;
- наложения функцииодной структуры на другую;
- несоответствие представлений о профессионально-ролевой позиции реальному функционированию организации.
Социально-психологические.
Реакция на последствия нововведений, обусловленная личностными и групповыми особенностями в субъект-субъектных отношениях:
- отношения между людьми, личностные и групповые особенности;
- несоответствие ценностных ориентаций;
- образ жизни, своеобразие распределения времени на различные виды работ, вкусы;
- различия в поступках и оценках действий.
Когнитивно-психологические.
Реакция на разные подходы, направления в анализе предмета нововведения (в условиях неопределенности):
- различия в знаниях относительно предмета нововведений;
- разное понимание проблемы;
- критический подход к ситуации;
- индивидуально-психологические свойства людей, связанные с сенсорными характеристиками(моторными умениями).
Исследователи отмечают, что огромный разрыв между чрезвычайными возможностями психической самореализации человека как личности и ее же реальными более скромными достижениями обусловлен целой системой психологических барьеров. Всегда существует определенная степень опасности перерастания отдельных барьеров в систему, что может привести к эффекту полной психологической блокировки развития личности. Вот почему важно выработать правильную стратегию поведения команды профессионалов в ситуациях проявления различных барьеров, которая находится в прямой зависимости от глубины понимания функций, которые выполняют остальные.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)