Препятствия при организации профессионального сотрудничества и пути их преодоления
Определение барьеров и их общая характеристика.
Квалификация препятствий с позиции деятельностного подхода, который наиболее соответствует целям нашего контекста, заключается в том, что они определяются в психологической терминологии как барьеры, остановки или перерывыв деятельности. Они приводят к нарушениям соответствия сознания индивида и объективных условий и способов деятельности. Барьеры - это совокупность ментальных стереотипов(привычных представлений, образов, способов интеллектуальных действий), которые мешают увидеть другой вариант, способ осуществления деятельности, создают препятствия для нее.
Исследователи рассматривают проблему барьеров через понятие «установка»(состояние готовности к действию, направленной на достижение определенной цели или удовлетворение потребности). Так происходит потому, что основная функция установки– «стабилизация движения деятельности», но она является одновременно и консервативным моментом деятельности, потому что «затрудняет приспособление к новым ситуациям». Господство определенных установок в поведении человека происходит до тех пор, пока не возникает задача, решение которой оказывается невозможным с помощью готовых форм поведения. Мотив, цель и условия осуществления деятельности обусловливают такие единицы деятельности, как особая деятельность, действиеи операция, выделены четыре уровня установочной регуляции деятельности человека, а затем – четыре установки-барьеры: 1) смысловые барьеры (связанные с предоставлением одному и тому же понятию разного значения или различного личностного смысла); 2) целевые (направленные на достижение определенной цели); 3) операционные(которые требуют проведения определенных операций); 4) психофизиологические(связанные с функционированием психических процессов). Считая важными смысловые и операционные барьеры, автор дает их психологическую характеристику и подчеркивает универсальный характер барьеров: они проявляются на всех уровнях организации деятельности, в том числе отпсихофизиологического к социально-психологического. Нередко барьеры ощутимые в процессе взаимодействия, тогда предшествует их социально-психологическая сущность. В одних случаях они не столько зависят от качеств той или иной личности, сколько от конкретной ситуации ее жизнедеятельности (например, временное плохое настроение, деформирующее внимание, а также понимание конкретной ситуации). В других - именно от качеств личности, стабильно проявляются и являются следствием особенностей характера(замкнутость, повышенная застенчивость, подозрительность и т.д.).
Какова же природа возникновения барьеров?Известно, что у человека часто возникает необходимость психологической защиты от разрушительных последствий как внутреннего конфликта, так и внешнего воздействия, что порождает барьер. Такая необходимость может быть следствием:
- угрозы манипулирования сознанием и психическим состоянием человека;
- удовлетворение потребности во избежание интенсивного общения с окружением, чтобы внутренне сосредоточиться;
- опасности стрессовой ситуации;
- полной идентификации с каким-либо сообществом в отличие от других;
- возникновения трудностей межличностного и ролевого общения и тому подобное.
Современные научные представления о барьерах состоят в том, что они по своей природе являются результатом компенсации человекой психологической неготовности к эффективной деятельности в экстремальных условиях. По утверждениям ученого, это заставляет человека включить своеобразные тормоза– психологические барьеры, которые осуществляют функции как психологической защиты, так и консервации психологического потенциала личности. Смысл такого торможения – выключение личностного потенциала опасной зоны экстремальной ситуации до тех пор, пока не изменится сама ситуация либо не сформируется необходимая для нее психологическая готовность к эффективному действию.
Многообразие барьеров соответствует понятиям социальной психологии(касается личности, сообщества, деятельности, общения). В каждом из случаев речь идет об особенностях проявления достаточно универсальных механизмов создания и функционирования социально-психологических барьеров. Рассмотрим их.
Так, психическое состояние или поведение, вытекающие из характера человека, специфика духовно-нравственной ориентации, выступают в качестве личных барьеров. Любое психическое состояние личности, не адекватное ситуации, может выступать в качестве ее личностного психологического барьера в той мере, в которой он является результатом особенностей характера человека. Например, натура, подвержена повышенной самокритичности, заниженной самооценки, постоянно сомневается в своих действиях и силах, зачастую может оказаться жертвой собственного барьера неоправданной напряжения и скованности, которые тормозят реализацию духовного потенциала. Напротив, психологический барьер невключение или недостаточного включения в действие из-за недооценки сложности ситуации чаще возникает в личности, склонной к завышенной оценке своих сил и способностей.
В то же время личность может быть носителем и психологических барьеров, которые достались ей от сообщества, с которой она себя отождествляет. К примеру, психологический барьер, который контролирует дистанцию общения представителей одного сообщества с другими, является психологическим барьером сообщества (педагогические работники, которые продолжают поддерживать принципы сегрегации относительно детей с особыми потребностями). Такой барьер проявляется в противопоставлении личностей, объединенных понятиями «мы» и «они».
Среди самых распространенных барьеров – безличностные барьеры деятельности.Безличностные, потому независимы от отдельного человека универсальным характером противоречий в психологии деятельности – между ее мотивами и средствами выполнения, между притязаниями и реальными достижениями субъекта действия и т.д. (например, психологический барьер на пути освоения нового знания в науке, то есть в познавательной деятельности).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)