Функции общения
Принято выделять несколько функций общения, определенные психологами:
- информационно-коммуникативную, которая предполагает передачу иприем как готовой информации, так и такой, что формируется;
- регулятивно-коммуникативную, которая заключается в регуляции поведения людей и их совместной деятельности, а также способах влияния друг на друга:убеждение, внушение, подражание и тому подобное;
- аффективно-коммуникативную, которая заключается в разнообразии человеческих эмоций, которые возникают и проявляются именно во время общения.
Все названные функции вступают в действие всегда на фоне определенного уровня культуры общения. Под ней следует понимать присутствие в обществе и жизни человека формы общения, систематизацию и реализацию его норм, способов и средств в соответствии с иерархией ценностей. Общение и его культура являются творчеством, которое ведет к самосовершенствованию. В то же время, самосовершенствование является ценностью для каждого человека и для всего общества. Именно от степени осознания этого зависит успех во взаимодействии людей. Культура общения превращается в ценность тогда, когда служит удовлетворению актуальных потребностей в совместной деятельности и духовном развитии.
Общение людей в повседневной жизни носит прагматический характер.Он присущ деловому общению на его начальном этапе, но дальше он развивается как манипулятивное или гуманистическое. Первый вариант предусматривает использование людей в своих целях. Второй вариант направлен на реализацию взаимных интересов, в которых сочетаются духовность, ценность и творчество.
Обратимся к рассмотрению механизмов, обеспечивающих высокий уровень культуры общения:
- коммуникативные установки (предусматривают наличие желания общаться на гуманистическом уровне), которые можно отобразить в утверждении:«Я хочу это делать»;
- знания о принципах, механизмы, стратегии, формы общения(предусматривают представление об этических нормах общения, его психологию), чтоможно представить в таком утверждении: «я знаю, как это делать»;
- умение применять полученные знания с учетом конкретной ситуации, которую можно сформулировать так: «я умею это делать».
Рассмотрение культуры общения в контексте творчества и с опорой на гуманистические нормы – чрезвычайно важно для практической подготовки педагогических работников к эффективному деловому и прежде всего – партнерскому общению в условиях становления инклюзивного учебного заведения. Это способствует развитию их личности и профессиональной идентификации, – главной цели подготовки таких специалистов на современном этапе трансформации общества.
Профессиональное педагогическое общение относится к таким видам коммуникации, которые особенно нуждаются в высокой его культуре, ибо свидетельствует умение педагога реализовывать свои возможности в общении с другими людьми, способность воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе обучения и воспитания. Педагогическое общение– явление полифункциональное, которое обеспечивает обмен информацией, сопереживание, познание личности, самоутверждение, продуктивную организацию взаимодействия. Обмен информацией и отношением собеседников одного к другому характеризует коммуникативный аспект общения, познания личности и самоутверждения – перцептивный, а организация взаимодействия – интерактивный. Педагогическое общение помогает учителю организовать взаимодействие на уроке и вне его как целостный процесс. Не ограничиваясь только информационной функцией, оно создает условия для обмена отношениями, переживаниями, помогает самоутверждению ребенка в коллективе, обеспечивает сотрудничество и сотворчество в группе или классе.
Условия организации профессионального сотрудничества.
Различные факторы определяют, когда, где и как работники могут регулярно собираться в группе для обучения, решения проблем и творческой работы, характеризуют сообщество профессионального обучения (лидерскую команду учебного заведения). Для обеспечения продуктивного функционирования сообществ, которые учатся, нужны оптимальные физические и структурные условия, а также личностные качества и способности участников.
Физические условия.
Ученые определяют такие физические факторы, которые поддерживают сообщества обучающихся: время для встреч и дискуссий, наличие взаимосвязанных преподавательских ролей и сплоченность работников учебного заведения с небольшим наполнением, хорошо развитые коммуникационные структуры, школьная автономия и предоставление возможности учителям принимать решения. Дополнительный фактор – участие работников в выборе коллег и администраторов для учебного заведения, даже приглашение работников из других учреждений.
Исследователь предлагает схожий перечень физических факторов, которые помогают создать среду, благоприятную для изменения и совершенствования учебного заведения: наличие ресурсов; графики работы и структуры, уменьшают изолированность; политика, способствует воспитанию самостоятельности, улучшению сотрудничества, повышению эффективного общения и обеспечение усовершенствования квалификации. Очевидно, что время является важным ресурсом. Так, некоторые ученые отмечаютто, что время или, правильнее сказать, его отсутствие - одна из самых сложных проблем, с которой сталкиваются инклюзивные учебные заведения. Время – важное требование для коллективов, которые хотят работать коллегиально, а работники коллективов, занимающихся совершенствованием заведения, называют его и препятствием (когда его нет), и фактором, который помогает (если он есть).
Человеческие способности. Одна из первых черт лиц, отличающих людей в продуктивном сообществе, которое учится, готовность воспринимать обратную связь и работать ради совершенствования. Кроме того, нужны такие качества: уважение и доверие среди коллег на уровне школы и школьного округа, наличие соответствующей когнитивной базы и ряда навыков, которые позволяют обеспечивать эффективное преподавание и обучение, лидерская поддержка со стороны администраторов и других людей, выполняют ключевые роли, а также сравнительно интенсивные процессы социализации.
Необходимо отметить сходство соображений по поводу человеческих факторов: положительное отношение педагогических и психологических работников к обучению в учреждениях, учащихся и изменений; повышенный интерес учащихся к обучению, активное участие в нем (который, можно толковать одновременно и как результат, и как вклад) нормы непрерывного критического исследования и совершенствования; видение или ощущение цели, широко воспринимается участниками; право участия в процессе принятия решений;коллегиальные взаимоотношения между участниками; положительные взаимоотношения между учащимися, педагогами и администраторами; ощущение общины в учебном заведении. Отдельно следует отметить еще два фактора, не зависящие от коллектива заведения – поддержка со стороны общества, а также привлечение родителей и членов общины в качестве партнеров и союзников.
Ученый подчеркивает важность высокого уровня взаимозависимости между физическими и человеческими факторами, многие из которых влияют на другие. Он объединил факторы в четыре основные группы, которые помогают создавать контекст, благоприятный для изменениия и усовершенствования: уменьшение изолированности работников, повышение их потенциала, создание бережного и продуктивного окружения, а также улучшение качества учебных программ для учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)