Социальное неравенство
Как в обществе в целом, так и в любой организации – неравенство причина того, что ценности среди людей распределяются неравномерно. Это выступает основой построения отношений власти и подчинения, а также всех видов экономических отношений. Тот или иной работник в организации занимает свою индивидуальную ценностную позицию. Наиболее ярко человек обнаруживает ценности, которых он придерживается, в общении с другими во время выполнения профессиональных обязанностей. Благодаря профессиональной деятельности человек реализует свои базовые потребности: в оплате, безопасности, в оценке, самореализации и тому подобное.
От степени реализации этих целей зависит отношение человека к организации, в которой он работает. А от качества выполнения профессиональных обязанностей зависит отношение ближайшего окружения на работе к этому человеку. Таким образом, от культуры поведения человека часто зависят результаты его профессиональной деятельности. На первый план выступает соответствие поведения в профессиональной деятельности общепринятым нормам и принципам, прежде всего нравственным, а также требованиям, предъявляемым именно к этой профессии. Ключевое в индивидуальной профессиональной морали – понятие профессионального долга в сочетании с ответственностью. Это – основа корпоративных ценностей.
Обязательное условие существования корпоративных ценностей – их поддержка со стороны большинства работников, а становление их системы происходит с опорой на определенные правила, законы, традиции, обязательные для всех. Именно от них зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а значит, обеспечивается достижение целей организации.
Ученый выделяет три основные формы существования корпоративных ценностей:
- идеалы, являются выработанными руководством обобщенными представлениями о совершенстве в различных проявлениях и сферах деятельности организации, которые оно разделяет;
- воплощение этих идеалов в деятельность и поведение работников в пределах организации;
- внутренние мотивационные структуры личности работников организации, побуждающие их к воплощению корпоративных ценностных идеалов в своем поведении и деятельности.
Как правило, корпоративные ценности охватывают:
- определение организации и ее «лицо» (высокий уровень технологий, высокое качество продукции, лидерство в своей отрасли, преданность профессии, новаторство и др.);
- распределение полномочий и власти (уважение к социальным ролям);
- отношение к сотрудникам (забота о них и их потребностях, исключения фаворитизма и привилегий для отдельных лиц, уважение к правам человека, возможности повышения квалификации и самореализации, справедливость при оплате труда, мотивации и т.д.);
- критерии выбора на руководящие должности (стаж или эффективность работы, приоритеты, влияние неформальных групп);
- организацию работы и дисциплину – добровольное или принудительное, гибкость при изменении ролей, использование новых форм организации работы идр .;
- стиль руководства и управления (в частности, гибкость и способность приспосабливаться);
- процессы принятия решений (кто принимает решение, с кем консультируются, индивидуальное или коллективное принятие решений, возможность компромиссов);
- распространение информации и обмен ею;
- характер контактов (гибкость в служебном общении, возможность контактов с высшим руководством, формы общения, нормы поведения руководителей, барьеры во взаимопонимании, особые условия общения);
- пути решения конфликтов (желание идти на компромисс, использование при этом официальные или неофициальные пути, участие высшего руководства в решении конфликтных ситуаций);
- оценку эффективности работы (реальную или формальную, скрытую или открытую, кем осуществляется, каким образом используются результаты).
Исследования самых успешных компаний показали, что один из немногих факторов, которые отличают успешные компании от менее успешных – это именно корпоративная культура с четко выявленными ценностями. Однако есть только два способа привлечения работников к корпоративным ценностям: 1) постоянная и широкая пропаганда корпоративных норм поведения; 2) постоянная демонстрация лидеров, что они придерживаются корпоративных ценностей.
В инклюзивном учебном заведении постоянно фокусируется внимание на обучении учеников, внимательно рассматриваются потенциальные достижения каждого ученика. Эти общие ценности и видение способствуют созданию обязательных норм поведения, которые поддерживают работники.
В таком сообществе каждый отдельный член коллектива отвечает за свои поступки, но общее благо ставится на уровне со своими амбициями. Взаимоотношения между лицами называют заботливыми. Такая забота поддерживается благодаря открытому общению, которое делает возможным доверие.
Реализация потребности в общении как оптимальной форме профессионального сотрудничества.
Согласно наиболее обобщенному определению, общение рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, – процесс, который порождает потребности совместной деятельности и который охватывает обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Цель общения – взаимодействие человека с другими живыми существами. Его успешность зависит от многих факторов, срединих: уровень культуры, установки на общение, личностные качества, средства и стили общения и тому подобное. Иногда процесс установления взаимоотношений называют коммуникативным поведением человека, а контакт, который является отдельным ее элементом обмена информацией, – коммуникативным актом.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контактдруг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса. Это подчеркивает значимость межличностных отношений в общении, – такими взаимосвязями между людьми, которые субъективно переживаются и объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний. Когда они неблагоприятны, продуктивное взаимодействия человека становится невозможной, что негативно сказывается на совместной деятельности.
В контексте профессионального сотрудничества деловые отношения приобретают особое значение. Такие отношения строятся не на чувствах, а на тех ролях, которые они играют в процессе деятельности. Деловые отношения могут быть официальными (в соответствии с определенными нормативными требованиями) и неофициальными.
Многочисленные исследования доказывают, что хороший поступок воспринимается другими, когда демонстрируется правильно выстроенная коммуникация. Однако это становится возможным только при условии, когда одни партнеры по общению хорошо осведомлены о том, что именно интересует других. Это и составляет сущность межличностных отношений. Кроме того, у партнеров есть определенные мысли, знания о друг друге и, если они строят общение в приемлемой и привычной для каждого манере, тогда есть высокая степеньдостоверности взаимопонимания.
Деловое общение, которое также называют профессиональным, – это контакт между собеседниками, которые должны решить конкретные проблемы. Именно в этом смысле общения – оптимальная форма профессионального сотрудничества.
Особенности делового общения, состоят в том, что:
а) партнеры всегда выступают как личности, значимые друг для друга(коллега, руководитель, подчиненный и т.п.);
б) партнеры по общению имеют глубокое понимание конкретного дела, подлежащего обсуждению;
в) основная задача общения – продуктивное сотрудничество.
Важно учитывать то, что общение и межличностные отношения состоят из процессов, которые часто переплетаются и дополняют друг друга.Это – обмен информацией между людьми (коммуникативная сторона общения);организация взаимодействия, влияния на других людей (интерактивная сторона общения); восприятие и взаимопонимание друг друга или познание себя и другого (перцептивная сторона общения).
В литературе описано несколько подходов к обмену информацией:
- сообщение должно быть простым и сконцентрированным на главной идее;
- следует использовать различные формы и возможности для передачи этой идеи – собрание, газеты, плакаты, неформальные беседы и др .;
- повторять ту же идею постоянно (например, двухминутное выступление, напоминания в беседе и т.п.);
- руководство должно показывать собственный пример отношения к передаваемой информации;
- открыто говорить о недостатках и нерешенных проблемах;
- важно уметь слушать других и добиваться, чтобы слушали вас.
В настоящее время известны различные виды взаимодействия, существует и несколько их классификаций. Разделение на кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (соперничество) – одна из самых популярных. Кроме того, существует классификация, где за основу взаимодействия берется количество субъектов общения, о чем было сказано выше.
Под восприятием (перцепции) другого человека понимают отображение внешних признаков, соотнесение их с личностными и характеристиками индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Фундамент личности каждого человека состоит из наследственных черт характера. Большую роль в формировании качеств характера человека играет окружение, в котором он растет и живет. Возраст, цвет кожи, пол, религиозные и политические предпочтения, условия жизни, образование, экономический статус, уровень активности имеют большое значение для восприятия другого человека.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)