Создание команды
Благоприятное условие рождения творческих индивидуальностей, означает выработку у них особого отношения к профессиональной деятельности как образу жизни.
Ученые выделяют основные условия преобразования деятельности каждого из участников профессионального сообщества в творческую:
- осознание себя как творца в педагогическом процессе;
- осознание сущности, значения и задач собственной педагогической деятельности, ее цели;
- восприятия ученика как личности в педагогическом процессе.
Исследователи подчеркивают, что членам команды становится характерным осознание собственной творческой индивидуальности, которую характеризуют: высокий уровень социального и нравственного сознания; поисково-проблемный стиль мышления; развитые интеллектуально-логических способностей (умение анализировать, обосновывать, объяснять, выделять главное и т.п.); проблемное видение;творческая фантазия, развитое воображение; специфические личные качества (смелость, готовность к риску, целеустремленность, любознательность, самостоятельность, настойчивость, энтузиазм) специфические ведущие мотивы (необходимость реализовать свое «я», желание быть признанным, увлеченность творческим процессом, стремление достичь наибольшей результативности в конкретных условиях труда); коммуникативные способности; способность к самоуправлению;высокий уровень общей культуры.
Совершенствование указанных качеств позволяет организовать совместную работу на основе рефлексивного диалога, во время которого работники делятся мыслями об учениках, преподавании и обучении, освещая соответствующие вопросы и проблемы, а также осуществляя совместную оценку, что предполагает анализ и обсуждение ученических работ. Понятие «рефлексивный диалог» – производное от термина «рефлексия» (в переводе с латинского – размышлениео своем внутреннем состоянии), что означает возвращение назад, а именно:способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение занять позицию стороннего наблюдателя. Это дает возможность рассуждать не только по поводу своих действий, предмета познания, а также по поводу самого себя. Иначе говоря, рефлексию можно считать механизмом удвоенного, зеркального отображения субъектов. К сожалению, часто и у взрослых людей способность к рефлексии продолжает оставаться на достаточно низком уровне, что мешает им в полной мере познавать окружающий мир, а также затрудняет самопознания.
Для более глубокого понимания рефлексии психологи выделили такие ее разновидности:
- коммуникативное познание другого человека(представление о внутреннем мире другого человека и причины его поступков);
- личностное самопознание(собственные качества, характеристика поведения, система отношений с другими);
- интеллектуальное осуществление мыслительных операций(умение анализировать, решать задания и т.п.).
Понимание сущности видов рефлексии позволяет адекватно проанализировать состояние ее сформированности, определить трудности, возникающие при ее формировании, найти точное место их дислокации и осуществить рациональные шаги для их преодоления. Последнее – очень важно для организации деятельности профессионального сотрудничества именно потому, что рефлексия позволяет преодолеть недостатки профессиональной деятельности, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Однако следует помнить: иногда случается, что выраженная способность к рефлексии, не является полезной, поскольку человек начинает сосредотачиваться на самопокаянни, самоанализе, который мешает созданию собственного «я», одновременно вызывая пассивную позициюво во заимоотношениях с окружающей средой. Таким образом, своевременное сосредоточение внимания на вопросах рефлексии всегда будет выступать залогом возможности отстранения и анализа того, что подлежит познанию с различных позиций на основе установления адекватных причинно-следственных связей.
Достаточный уровень сформированности ценностно-мировоззренческой сферы.
Исследователи пришли к выводу, что социально-психологический климат – один из решающих факторов успешной деятельности человека во всех сферах жизни общества. Его основа – межличностное взаимодействие, которое опосредует не только межличностные воздействия, но и влияние окружающей физической среды: вещей, предметов, явлений природы и т.д. Неизбежно происходит влияние настроения одного человека на настроение другого, сказывается на различных актах их поведения и жизнедеятельности.
Социально-психологический климат рассматривается с учетом трех особенностей: психологической, социальной и социально-психологической. Психологическая особенность климата, по мнению исследователя, раскрывается в эмоциональных, волевых и интеллектуальных состояниях и свойствах коллектива сотрудников (например, можно говорить об атмосфере оптимизма, страха, целеустремленности или волевой расслабленности, творческого поиска, интеллектуальной активности человека). Социальнаяо собенность – когдав интеллекте, эмоциях, воле происходит фиксация их социального содержания. Социально-психологическая особенность проявляется в единстве, гармонии, удовольствии, дружбе, сплоченности. В общем, социально психологический климат – это качественная сторона отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и разностороннему развитию личности в коллективе. Такой климат может положительно или отрицательно влиять на самочувствие человека.
В процессе анализа создания комфортного социально-психологического климата в коллективе выделяют ценностно-мировоззренческую сферу рядом с профессиональной и сферы межличностных отношений.
Ценностно-мировоззренческая сфера связана с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями, нравственными установками, преобладющими в сообществе профессионального сотрудничества. Совместное видение означает своеобразное мыслительное представление о том, что важно для лица или организации. Работников поощряют не только к участию в определении общего видения, но и к использованию этого видения для принятия решений по преподаванию и обучению в вузе.
Важное для организации успешного сотрудничества – возможность формирования общих взглядов, которые тесно связаны с их становлением на уровне отдельной личности.
Согласно современным отечественным философским взглядам, в процессе овладения культурой каждый человек включается в мир смыслов и значений путем их актуализации в собственной деятельности.
В то же время, каждый человек индивидуально опосредует общечеловеческое значение, которое выступает для него как смысл. Это позволяет предположить, что мировоззренческие ценности являются смысложизненными, а мир является «сеткой смыслов».Стабильность мира и зависит от сохранения последней. Мировоззренческие идеалы(образцы, эталоны) и ценности – основа«сетки смыслов», а значит, и культуры.
Но другая мировоззренческая система остается устойчивой до тех пор, пока ее ценности позволяют индивидуальности свободно развиваться. Когда же смысло-жизненные ценности не срабатывают, мировоззрение разрушается, что позволяет считать их стержнем культуры. Они занимают позицию на вершине системы ценностей и взаимодействуют с «практическими ценностями», которые служат на пользу удовлетворения потребностей и интересов.
Существует две основные парадигмы в мировоззренческих установках нашего времени. На идеале безграничных творческих возможностей индивидуальности и ее свободы основывается парадигма гуманизма. Ее смысл заключается в том, что выбор целей, средств и ответственность целиком зависят от совести каждого человека. А отвечает она, прежде всего сама перед собой, поскольку только в ней, в ее сознании, в соединенных с личным «я» ценностных критериях – ее самый высокий судья. История доказывает, что эта парадигма позволяет людям жить со смысложизненными ценностями. Она дает возможность осознать смысл собственного существования, порождает внутреннее чувство, которое побуждает человека соотносить поступки с долгом перед человечеством, рождает в ее душе альтруизм. Именно эта парадигма является основой инклюзии.
На основе парадигмы авторитаризма появляется личность, готовая подчиняться и поклоняться авторитетам. На первый взгляд, это удобно, потому что освобождает человека от необходимости быть ответственным за что-либо, а не свобода выглядит как энтузиазм и следование за харизматичным лидером. В нашем обществе авторитарный коллективизм мировоззрения рухнул, но последствия его все еще продолжают беспокоить людей.
Понятие «ценности» используется для обозначения объектов, явлений и их свойств, а также абстрактных идей, являющимися обобщенными идеалами ивыступают благодаря этому как эталон. Они возникают как ценности только тогда, когда имеют практическую необходимость (например, когда их полезность и значимость – несомненные как для отдельного человека, так и для общества в целом). Ученый считает, что без ценностей жизни общество было бы невозможным, функционирование социальной системы не смогло бы сохранить направленность на достижение групповых целей, люди не могли бы получать от других то, что им нужно в смысле личных и эмоциональных взаимоотношений; не испытывали бы в себе необходимой степени порядка и общности целей.При отсутствии единой системы ценностей организации не могли бы стабильно функционировать и добиваться успеха в бизнесе. Таким образом, именно ценности составляют ядро корпоративной культуры организации, культуры общения и взаимодействия в ней.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)