Стадии сплочения в команде
1) ориентированность членов группы в социальной ситуации, формирование совместных ценностных ориентаций;
2) взаимоадаптации членов группы, закрепление положительных взаимоотношений между большинством из них;
3) усвоение всеми членами группы норм, правил, целей, установок, а также преобразования группы в сообщество, которое действует согласованно, то есть команду.
Командой всегда можно считать группу людей, которая ориентирована на выполнение определенной задачи. С целью создания команды, руководителю необходимо позаботиться о том, чтобы ее члены имели общие цели и возможность вместе работать для их достижения. При таких условиях люди начинают чувствовать свою причастность к общему делу и превращаются из группы отдельных индивидов в единое «мы». Командные нормы абстрагируются от того типа поведения, который мешает достижению целей команды.
Команда формируется для выполнения определенной задачи, это и определяет ролевой состав, перечень умений, которыми должны обладать ее члены, сроки и степень контроля за выполнением задания. Определены приоритетные типы умений и качеств в команде, чтобы эффективно выполнять то или иное задание:базовые аналитические умения, мыслительные умения высокого уровня, положительные личностные качества, умение межличностного общения и совместной работы.
Второй вопрос: «Каким образом происходит создание команды?»
Существует несколько подходов к формированию команды. Один из них заключается в создании команды при выработке общих целей и принципов(«командного видения»), что и определяет в будущем основу ее работы.
Члены команды обогащают сотрудничество своими убеждениями, предположениямии видением технологий достижения общего результата. Возможны разногласия, споры и даже конфликты в процессе достижения согласия и выработки ценностей, их объединения. Чрезвычайно важными для них станут умение вести диалог и желание вместе искать лучшее решение проблем. Как правило, такие команды ориентируются на долгосрочную перспективу работы. В контексте еще одного подхода для формирования команды главным является конкретная задача (например, проведение общешкольной акции толерантности и т.д.). В основном цели и принципы работы такой команды уже согласованы между ее членами. Часто талант и интуиция лидера могут определить, какой подход наиболее успешен.
Рассмотрим виды принадлежности человека к команде, выделенные психологами:
- когнитивный – солидарность человека с групповыми целями, нормами, ценностями, позитивным отношением к групповым заданиям;
- аффективный– эмоциональная идентификация человека с группой, чувство солидарного «мы»;
- поведенческий – готовность человека к совместным форм деятельности для достижения групповых целей.
Третий вопрос: «Как происходит передача информации в команде?». Модели передачи информации (а значит, и взаимодействия) в команде могут быть разными. Когда происходит передача информации только через центральную личность, то такая система называется «колесо»; если передача информации происходит от одного к другому – «круг», в котором каждый может общаться также и с людьми, которые не принадлежат к команде. Если люди в команде общаются, основываясь на определенных приоритетах, то такое общение происходит по принципу «цепочки», а если свободно иинформация передается лично каждому, а не через посредника, то эта система называется «многоканальной». Работа в команде дает возможность воспитывать в себе высокую адаптивность, умение конструктивно разрешать конфликты. Однако опыт показывает, желательно, чтобы этому предшествовало установление взаимодействия в подгруппах, сначала как условно совместной деятельности ее участников. Таким образом происходит овладение необходимых действий и содержания, в частности, продуктивного диалога. Команда предполагает сотрудничество людей, которые имеют свои взгляды, но они умеют договариваться между собой, находить совместные решения проблем.
Четвертый вопрос: «Какие черты характеризуют команду?». Команду обычно характеризуют такие социально-психологические черты:
- сплоченность – члены группы тесно взаимосвязаны и действуют совместно, решая конкретные задачи;
- совместимость – максимальнаяудовлетворенность участников друг другом;
- истощение - взаимодействие членов группы дает максимально возможный успех;
- направленность – наличие общих целей, которым подчиняется деятельность как группы в целом, так и каждого ее члена в отдельности.
Сплоченность команды отличается прочностью и устойчивостью психологических связей между ее членами. Решающий фактор для усиления сплоченности – повышение содержательности и направленности внутренней жизни коллектива, которая может выходить за пределы личностных интересов и сосредотачиваться на важнейших направлениях совместной деятельности.
При создании команды проблемы корпоративной совместимости часто оказываются важнее, чем даже профессионализм. Так происходит потому, что научить можно, а скорректировать человеческие качества очень трудно. Когда люди умеют объединяться в группы, согласовывать свои взгляды, убеждения, действия, достигать взаимопонимания и высоких результатов в совместной деятельности, говорится о психологической совместимости.
Сочетание таких качеств отдельных людей в процессе взаимодействия, которые способствуют успешному выполнению совместной деятельности принято называть совместимостью. Известно, что между психологически совместимыми людьми устанавливаются хорошие отношения для совместной работы междупсихологически несовместимыми –неблагоприятные. Совершенных людей не существует: вкаждой есть сильные и слабые стороны. Смысл заключается в том, чтобы «слабые стороны» не доминировали над индивидуальной и групповой деятельностью. Своеобразие психологической совместимости в том, что контакт между людьми опосредованныйих действиями и поступками, мнениями и оценками, а также некоторыми их психологическими особенностями. Американские исследователи пришли к выводу, что различные группы, а также отдельные лица, имеют разнонаправленные устремления.
При решении общей проблемы часто направляют свои действия друг против одного, что недопустимо для сотрудничества. Определено, что наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых группах) серьезно влияет на общую атмосферу. Негативные последствия могут быть в случае несовместимости формального и неформального лидеров или непосредственно связанных с должностными обязанностями руководителей.
При несовместимости возникают неприязнь, антипатия, конфликт, которые негативно влияют на совместную деятельность. Исследователь отмечает: совместимость – однаиз основных предпосылок успешной стратегии, хотя постепенно эта идея была вытеснена из практики менеджмента: менеджеры сделали акценты на дефицитные ресурсы и основные факторы успеха. Ученый выделил три типа совместимости:
1) согласованность между каждым видом деятельности человека и его собственной стратегией;
2) деятельность одного человека усиливает деятельность других людей;
3) координация и информационная поддержка отдельных видов деятельности, чтобы минимизировать лишние усилия организации, оптимизировать их.
Фундаментальное понятие, таким образом, – стратегическая совместимость и нетолько в контексте конкурентного преимущества, но и ее продолжительности. Вот почему именно выработку совместимости он рассматривает, как стратегию организации.
Следует заметить, что чрезмерная ориентированность на дружный коллектив, взаимность и лояльность иногда вызывают так называемое групповое(некритическое) мышление, что может привести к негативным последствиям. Поэтому возникает иллюзия собственной неуязвимости, вера во внутреннюю нравственность группы;закладывается стереотип представлений противников и соперников; происходит прямое давление на члена группы, который приводит другие аргументы; оказывается внутренняя цензура в отношении тех, кто не согласен с коллективным мнением;создается иллюзия единомыслия. Случается и так, что команды, члены которых уже хорошо притерлись друг к другу, начинают переоценивать свои возможности. Кроме того, если между ними устанавливаются дружеские отношения, то возникает нежелание спорить, высказывать свою точку зрения, даже если человек не согласен с другими.
Когда же члены команды – достаточно компетентны и способны к критическому анализу и оценке, команда не становится жертвой такого группового мышления.
Удачная профилактика его – четкое разграничение ролей в команде и принцип открытости при анализе действий и результатов. Приглашать в команду новых людей, квалифицированных экспертов или наивных новичков очень полезно.
Важная роль принадлежит беспристрастному отношению лидера ко всем, его развитому критическому мышлению. Оно помогает ему быть способным предотвращать проявления группового мышления в команде и одновременно способствовать формированию корпоративной культуры.
Обратим внимание на то, что концепция команды становится одной из основных черт достижения профессионального успеха в современном мире. Поэтому лидер должен быть хорошо осведомленным о наличии, отсутствии или нейтральности определенных черт характера членов команды. Важно отношение человека к работе, которое определяется не только его стремлением получить хороший заработок, но идругими факторами, в частности социальными (взаимоотношения с руководством, дружеские отношения с другими членами команды, перспективные планы и т.д.).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)