Притча о взаимопомощи
Посетили аудиторы Ад и видят: такая избыточность пищи, невозможно описать. На каждом углу стоит огромный котел с деликатесами, манит своим ароматом. Однако люди ходят тощие, голодные, расстроенные. Заинтересовались аудиторы таким феноменом и быстро поняли, в чем дело. Еду из котлов можно получить только с помощью долговязой трехметровой ложки. Однако, когда человек зачерпывает пищу и подносит ее корту - в ней уже ничего не остается.
Приезжают аудиторы в Рай и видят: те же котлы с едой, те жетрехметровые ложки. Однако люди - сытые, довольные, радостные. В чем дело?
Вновь заинтересовались аудиторы таким феноменом, быстро сумели разгадать и эту загадку. Во время обеда у каждого котла садится два человека. Они берутеду из котла и кормят друг друга из длинных трехметровых ложек.
Возникновение потребности во взаимопомощи приводит к рождению отношений сотрудничества, которое предусматривает взаимодействие и требует координации усилий участников, а также составления и определенного комбинирования этих усилий. Основные признаки совместной деятельности по:
- распределение единого процесса деятельности между ее участниками;
- изменение деятельности каждого из участников.
С доисторических времен известно, что основной критерий повышения производительности труда – это его распределение. Всем уровням человеческой деятельности, от семейных отношений до мирового господства, характерна определенная форма разделения труда. Именно оно позволяет организовать последовательное и одновременное выполнение различных участков в контексте совместной деятельности, приводит к специализации и совершенствованию профессиональных навыков каждого из участников.
Но углубление разделения имеет смысл до тех пор, пока оно сопровождается повышением эффективности определенной деятельности в целом. Поэтому важно сохранить широкую квалификацию участников и предупредить монотонность выполнения их обязанностей, которая может привести к преждевременной усталости, апатии. Вот почему человечество дошло до необходимости кооперирования, которое уравновешивает разделение труда и предусматривает установление рациональных социально-производственных взаимоотношений между участниками, согласования ихинтересов, а также целей совместной деятельности. Одна из форм кооперации – профессиональное сотрудничество, предусматривает взаимодействие представителей одной или различных профессий, выполняющих комплекс взаимосвязанных, технологически схожих или отличных работ. При этом деятельность каждого участника подчинена общей цели и связана с деятельностью других участников, вносит существенные изменения (специфику) в течение его индивидуальной деятельности, а значит, переводит ее на качественно иной уровень.
В то же время, невозможно рассматривать любые взаимоотношения отдельно от морали: она возникает только в контексте взаимоотношений и характеризует поведение человека. Моральное измерение поступка или ситуации общения становится возможным благодаря тому, что человек в состоянии осознавать их сущность (в совокупностивсех противоречий), соотнося ее с собственными представлениями о «черном» и «белом»и возможные «оттенки». Для этого необходим достаточный уровень сформированности личностного и общественного нравственного сознания, которое возникает на базе организации деятельности. Согласно труда определенной категории моральное сознание личности обогащается представлениями, связанными с типом профессиональных отношений. Постепенно они приобретают качественной устойчивости и приводят к становлению конкретных нравственных стереотипов согласно характера выполняемых обязанностей. У профессионала под влиянием определенного способа действий со временем вырабатывается обычная модель поведения и построения взаимоотношений. Общепризнано, что профессиональная мораль особенно присуща тем профессиям, в которых объект воздействия – сам человек, а профессиональная деятельность тесно связана с жизненными интересами личности(юридическая, медицинская, педагогическая и т.п.). В связи с этим особое значение приобретает нравственная оценка – одобрение или осуждение деятельности человека с позиций признания определенной нормы поведения, которая содержится в нравственном сознании сотрудников. Исследователи утверждают, что совместная деятельность людей «по-своему» формирует нравственные оценки. Есть два основные критерия нравственной оценки профессиональной деятельности:
- объективная польза, которую приносит деятельность для развития общества;
- субъективное моральное воздействие деятельности на человека.
Итак, положительную нравственную оценку получают лишь такие формы поведения и качества личности, которые делают высокую эффективностььпрофессиональной деятельности. Несмотря на то, что моральная оценка всегда результат общественного интереса, она непременно учитывает взаимоотношения между людьми.Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что сущность профессионального сотрудничества заключается в таком взаимодействии, которое предусматривает«социально зависимую самостоятельность», способствует достижению индивидуальных целей каждого участника и общих целей совместной деятельности, основываясь на определенных нормах профессиональной морали. Оно позволяет достичь нового, качественно более высокого уровеня деятельности благодаря реализации творческих способностей сотрудников, а также удовлетворения их потребности в обмене опытом и идеями.
Концептуальные основы возникновения и развития профессионального сотрудничества.
Жизненный опыт взрослого человека позволяет убедиться в справедливости тезиса о том, что «большая рыба водится только в глубокой воде».
Так, важность любого явления обычно измеряют степенью значимости теоретически обоснованных аргументов, или концептуальных основ (отлатинского «conception» – восприятие, понимание, система). Именно они предлагают модель понимания, толкования, а затем и объяснение основных идей, выступая залогом сохранения права на жизнь определенного явления, с одной стороны, и представляя дополнительный повод для овладения знаниями в отношении него – с другой.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)