Убеждения, ожидания и отношение
Как родители, вы прежде всего должны твердо верить в то, что: «Мой ребенок заслуживает такое же достойное образование, как и любой другой». Чтобы получить такие справедливые возможности для обучения, ваш ребенок может потребовать дополнительной поддержки и ресурсов. Важно видеть в нем человека, который развивается и является способным. Так для вас конечная цель инклюзивного обучения состоит в том, чтобы ваш ребенок научился жить максимально независимой жизнью в инклюзивном обществе. Чтобы помочь своему ребенку стать способным и дееспособной личностью, старайтесь привлекать его к принятию решений и осуществления выбора. В старшем возрасте поощряйте его к активному участию в планировании обучения и определении задач. Каждый из нас имеет свой опыт школьного обучения, определяет характер наших нынешних взглядов на школу. Следовательно, родителям необходимо разобраться ос своим собственным отношением к школе, с тем, какие чувства она вызывает, чтобы это не препятствовало в отстаивании интересов ребенка. Возможно, для вас будет целесообразно заручиться поддержкой союзника и попросить вместе с вами посещать заседание в школе. Возможно, вам нужно поделиться своим беспокойством со школьной командой или предложить другое место для проведения заседаний, где бы вы чувствовали себя комфортнее (например, не в классе, а в школьной библиотеке).
Второе ваше фундаментальное переубеждение должно заключаться в том, что вы - лучший защитник интересов своего ребенка. Некоторые работники учебного заведения, которых вы постепенно будете встречать, станут вашими важными союзниками в разные периоды обучение вашего ребенка. Однако вы будете рядом с ним на протяжении всего школьного пути, налаживая прочные контакты со школой и ее персоналом, вы можете быть в курсе текущих действий в учебном заведении и определять потенциальных союзников, когда необходимо обсудить интересы вашего ребенка. Советуем вам подумать над расширением своей роли защитника интересов ребенка и привлекаться к сотрудничеству со школой по следующим направлениям:
• оказания помощи в проведении внеклассных мероприятий;
•волонтерская работа в школе или классе;
• помощь в организации специальных событий (например, общешкольного «Дня разнообразного мира »);
• привлечение к работе родительского комитета при школе;
• выдвижение своей кандидатуры на выборах в правление школьного округа.
Как решать проблемы
Анализируя проблему, которая привела к значительному спору, полезно выяснить свою позицию и интересы, а также позицию и интересы школы. В спорах мы можем держаться за свои заявленные позиции, что создает сценарий «поражения или победы». В свою очередь, стоит обратить внимание на интересы, лежащие в основе этих позиций. При таком подходе оказывается, что спорную ситуацию можно решать по другому сценарию, в котором выигрывают обе стороны и реализуются интересы родителей и школы.
Позиция - это высказанное вами заявление о том, что вы хотите или должны иметь. Оно может выражаться в форме требования, предложения или желаемого курса действий.
Интерес - это мотивация или причина, лежащая в основе позиции и объясняет, чем продиктовано заявленное вами желание. Интерес может указывать на необходимость, стремление или беспокойство.
Рассмотрим такой пример.
Родители Джона говорят ресурсному учителю, что хотят, чтобы их сын дежурил по школе. Ресурсный учитель отвечает, что это невозможно.
Это позиции сторон
Позиция родителей продиктована рядом интересов - собственных и их сына, например поднять статус Джона в школе, усилить или наладить дружеские отношения с другими учениками, освоить новые умения и научиться нести ответственность за других.
Интересы учителя могут заключаться в том, чтобы обеспечивать безопасность Джона и других учеников. Возможно, его беспокоит, кто будет присматривать за Джоном и нужно ли привлекать одного из работников школы, которому придется пожертвовать своим обеденным перерывом. Вероятно, педагога также беспокоит, что из-за дежурства по школе утром, в обед и после занятий у Джона не останется сил для того, чтобы сидеть на уроках и усваивать материал на своем обычном уровне.
В то же время, у родителей и учителя наверняка есть общие интересы, в частности:
помочь Джону сформировать хорошую самооценку, найти друзей и приобрести новые умения. Кроме этого, родители и учитель беспокоятся о безопасности парня и о его успешности в обучении. Поэтому обе стороны должны искать пути для решения если не всех, то, по крайней мере, большой части этих интересов. Вероятно, Джон сможет дежурить по школе только в определенные дни или в определенное время. Возможно, он будет выполнять обязанности дежурного совместно со своим наставником или ровесником, который будет подавать пример и поможет подкреплять нужные навыки для выполнения этой роли. Существует ряд стратегий для достижения изменений и урегулирования противоречий.
• Сотрудничество, ориентированное на решение проблемы , означает, что люди совместно ищут способы решения определенной проблемной ситуации. В этом процессе необходимо принимать во внимание потребности и ожидания каждого участника. Также в нем не предусмотрено привлечения третьей стороны.
•Переговоры, в ходе которых участники анализируют проблемные вопросы и пытаются найти «точки соприкосновения», чтобы на их основе успешно решить спорную ситуацию.
• Процедура примирения проводится с участием третьей стороны, которая помогает направлять процесс примирения. Обычно, это лицо встречается с каждой стороной отдельно и выполняет функцию мирового посредника.
• Медиация - технология урегулирования споров, применяется с добровольного согласия сторон и предусматривает привлечения посредника, кандидатуру которого согласовывают обе стороны. В отличии от процедуры примирения, медиация имеет более формализованный характер.
• Третейский суд / вынесение решение также предусматривает привлечения третьей стороны, не заинтересованной в споре. В этом случае решение для решения проблемы принимает третья сторона.
• Обращение в суд - это наиболее формализованный способ урегулирования спора. Стороны обращаются к адвокатам, которые выступают от их имени и представляют их позиции и аргументы во время открытого судебного слушания. После этого судья или присяжные выносят решение, которое имеет обязательную силу.
Приведенные стратегии урегулирования спорных ситуаций отличаются тем, как стороны могут лично влиять на процесс принятия решения. Оптимальным вариантом здесь является решение проблем в сотрудничестве, тогда как при обращении в суд личный контроль сведен к минимуму. Стиль взаимодействия, который выбирают стороны в процессе урегулирования разногласий, также может варьироваться от обсуждения и убеждения в соревнования или конфликта. Если в решении проблемного вопроса у вас со школой складываются отношения соревнования, то вполне вероятно, что одна из сторон выйдет из такой ситуации победителем, а вторая окажется в проигрыше. Если выиграете вы, то, несмотря на достижение своей цели, в результате такого спора можете разрушить отношения со школой, которые существовали ранее. Безусловно, лучший вариант решения любого проблемного вопрос - сотрудничество, которое позволяет его конструктивное обсуждение.
Развиваем навыки эффективного сотрудничества
Сотрудничать можно научиться. Некоторым умение сотрудничества дается легко, другим приходится прилагать значительных усилий. Однако каждый человек способен
эффективно сотрудничать, если есть желание с его стороны, соответствующие возможности и поддержка. Навыки, необходимые для продуктивного сотрудничества, условно разделяют на пять категорий. Работая над усовершенствованием своих способностей в каждой из этих сфер, вы сможете улучшить свою общую способность эффективно сотрудничать с другими людьми. К этим категориям относятся:
• умение проводить конструктивные встречи;
• обмениваться информацией и навыками;
• анализировать и решать проблемы;
• принимать решения путем консенсуса;
• применять технологии решения конфликтов
Чтобы проводить эффективные встречи, нужно определить время и место;
пригласить всех участников, привлеченных в процесс образования вашего ребенка;
заранее подготовиться к обсуждению, не отвлекаться от предмета разговора (ваш ребенок), обеспечивать систематическую работу участников во время встречи и завершить ее, когда все вопросы решены. Во время встречи важно предоставлять информацию в точной и сжатой форме. Все участники должны следить за тем, чтобы она была понятной для каждого. Когда какая-то деталь вызывает у вас сомнение, попросите уточнить. Необходимо заранее планировать, продумать тему обсуждения и способы предоставления информации (в письменной форме, через личное общение и т.п.).
Ниже обозначена технология решение проблем в сотрудничестве, которая состоит из пяти шагов.
1. Определите проблему. Для того, чтобы должным образом решить затронутую проблему, все участники должны быть согласны, что она актуальна. В случае разногласий по поводу серьезности проблемы, возможно, следует пересмотреть саму проблему или пригласить на встречу представителей другого звена школьного персонала.
2. Определите причины .
3. Предложите и рассмотрите несколько способов решения проблемы. При обсуждении разных мер, направленных на решения проблемы, может оказаться, что их реализация требует определенных изменений. Вероятно, одной из самых больших препятствий на этом этапе будет неприятие этих изменений некоторыми членами команды.
4. Выберите нужные стратегии и реализуйте их. Старайтесь достичь консенсуса в процессе согласования тех или иных мероприятий.
5. Контролируйте результат. Оценивайте эффективность принятых решений в процессе их реализации.
Командное сотрудничество
Подобно процессу составления эффективного ИУП, который подробно описан в 4 разделе, при решении проблем члены команды также работают вместе и несут общую ответственность за их решения. Двое или более людей с различных профессиональных дисциплин при встречах ищут способы урегулирования сложных ситуаций и разрабатывают план действий. Для успеха такой работы решающее значение имеет сотрудничество, четкая коммуникация, совместное принятие решений и консенсус. В командном взаимодействии, которое является обязательной составляющей планирования и обеспечение образования учащимся с особенными потребностями, рекомендуется сочетать интегрированный и междисциплинарный подходы к реализации учебного процесса.
Интегрированный подход к обучению предусматривает развитие функциональной, моторной, коммуникативной, социальной компетенций и других навыков в процессе природных видов деятельности, организуемых в соответствии с обычным распорядком дня в школе или в общине.
Междисциплинарный подход к организации учебного процесса означает, что члены команды из разных профессиональных дисциплин делятся своими знаниями и навыками (например, трудотерапевт консультирует учителя). Результат такого взаимодействия - программа, которую поддерживают все члены команды. Они помогают друг другу воплощать интегрированный подход к обучению ребенка.
Также очень полезным будет согласовать общий набор базовых принципов
и соблюдать их в процессе планирования и принятия решений. К примеру:
• все ученики способны учиться при условии предоставление им надлежащей поддержки и достаточных возможностей;
• задачи учебной команды заключаются в том, чтобы помогать ученикам достигать желаемых образовательных результатов;
• каждый член команды должен сделать свой положительный вклад;
• члены команды из разных профессиональных дисциплин свободно обмениваются знаниями и опытом;
• команда работает в гибком режиме и всегда открыта к инновациям и изменениям.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)