Пошаговая технология работы с ИУП
В этом параграфе описана технология создания эффективного ИУП, которая состоит из четырех этапов и представляет собой единую целостную систему.
Любой из этих этапов может служить отправной точкой для разработки ИУП, если все члены команды сотрудничают и взаимодействуют между собой.
Ниже мы рассмотрим каждый этап подробнее.
1. Сбор данных и обмен информацией.
Разрабатывая ИУП для вашего ребенка, необходимо принять во внимание следующие важные моменты.
Учтите, как ваш ребенок функционирует в различных сферах. Проанализируйте его интересы, свои наблюдения за ним в различных аспектах жизнедеятельности, результаты формализованных и неформализованных оценок (диагностических оценок для выяснения сильных сторон и потребностей), а также уровень академической успеваемости.
Подумайте, на совершенствование каких аспектов (сфер) жизнедеятельности ребенка может быть направлен его индивидуальный учебный план, в частности на улучшение:
· коммуникативных навыков;
· социальных навыков;
· академических навыков;
· моторики (большой и малой)
· когнитивных навыков;
· навыков саморегуляции (самопомощи);
· участия в жизни общества;
· трудовых навыков;
· свободного времени, организации досуга.
2. Разработка и оформление плана.
Для организации работы по созданию индивидуального учебного плана и его внедрение команда назначает координатора, который назначает дату и время заседания и приглашает членов команды с ИУП. В процессе разработки и написания ИУП все участники должны помнить о трех типах задач для ученика:
a) индивидуальные долгосрочные задания в общем виде описывают, что ученик будет знать и уметь делать в конце учебного года;
b) краткосрочные учебные задания - отдельные небольшие по объему составляющие или шаги в достижении индивидуальных долгосрочных целей;
c) анализ задачи - разбивка определенного воздействия на отдельные элементы или последовательность шагов, которые должен усвоить ребенок.
Собственно учебная программа в пределах ИУП может быть изложена в адаптированной форме (то есть с сохранением обычных учебных задач типовой программы, но с другими способами их достижения и методами оценки); в модифицированном виде (когда учебные задачи ученика отличаются от задач типичной учебной программы); или в индивидуализированной форме (когда ученик не учится по материалу типичной программы, а работает по собственной программе, которая в значительной степени индивидуализирована и ориентирована на усвоение чтения, расчета, элементарных социальных и бытовых навыков).
3. Внедрение ИУП и его просмотр.
Вы можете участвовать в процессе реализации индивидуального учебного плана своего ребенка. Для этого рекомендовано:
поддерживать регулярные контакты со школой;
активно участвовать в выработке и принятия решений, касающихся вашего ребенка;
поощрять его практиковаться и совершенствовать навыки, предусмотренные целями ИУП, дома;
информировать учителя о любых изменениях в домашней среде, которые могут влиять на способность ребенка работать в школе.
4. Определение направления.
Члены школьной команды разрабатывают индивидуальный план обучения в атмосфере сотрудничества и взаимодействия, исходя прежде всего из интересов ребенка, предусматривают возможность привлечь самого ученика к формированию собственного плана. Во время заседания по вопросам разработки ИУП необходимо:
разделить роли и обязанности (в частности, назначить координатора) и выработать общее понимание приоритетных задач в обучении ребенка;
изучить общую информацию;
собрать данные об ученике;
составить его характеристику;
определить порядок приоритетности его потребностей;
зафиксировать текущий уровень успешности и развития;
сформулировать индивидуальные долгосрочные и краткосрочные учебные задачи;
оформить индивидуальный учебный план;
одобрить его.
ИУП: что он собой представляет и с чем его не стоит путать
ИУП - это ...
1. ... обобщенное описание индивидуальных долгосрочных учебных заданий, наиболее приоритетных для ученика в текущем учебном году; в в нем указаны конкретные средства осуществления тех или иных задач.
2. ... документ, предусматривающий меры по социальной или культурной адаптации, формирования адаптивного поведения и организации перехода с одной среды к другой с новыми условиями обучения / жизнедеятельности.
3. ... основа для планирования учебного процесса учеников, чьи потребности не обеспечиваются в пределах провинциального образовательного стандарта и учебных программ.
4. ... документ, в котором также могут предусмотрены иные задачи (например, развитие речи во время занятий с логопедом или его консультативной поддержки, трудотерапию и т.д.).
ИУП НЕ ...
1. ... содержит подробного перечня всего, что должен изучать ученик.
2. ... ограничивается только вопросами учебной программы и улучшением академической успеваемости.
3. ... предназначен только для учеников с тяжелыми особыми потребностями.
4. ... предусматривает использование только тех ресурсов, которые есть в распоряжении классного учителя.
Ключевые элементы ИУП
1. Идентификационные данные ученика (Ф.И.О., возраст, класс) и общая информация о нем.
2. Характеристика текущего уровня успешности и развития ученика, в том числе его сильных сторон и потребностей, определенных конкретным решением всех членов команды.
3. Индивидуальные долгосрочные задачи.
4. Краткосрочные учебные задачи.
5. Методы, материалы и стратегии обучения.
6. Ф.И.О. членов команды, на которых положена ответственность за реализацию ИУП, место (школа, класс), где его предполагают внедрять.
7. Меры для просмотра и оценки эффективности ИУП, в частности даты дальнейших заседаний для анализа промежуточных результатов ученика.
Предпосылки эффективности индивидуального учебного плана
· Это рабочий документ, непосредственно связанный с повседневным учебным процессом.
· Он предусматривает комплексную оценку уровня успешности и развития ученика с привлечением всех членов команды в пределах их специализации.
· В нем четко определено, кто несет ответственность за обучение ученика.
· Это документ с «активным» статусом (его регулярно просматривают и редактируют, учитывая прогресс ученика или другие изменения).
· Изложенная в ИУП программа, разработанная с учетом данных и рекомендаций от специалистов из сферы здравоохранения и консультантов, реализуется в повседневном учебном процессе.
· Родители играют активную роль в наработке и внедрении ИУП как равноправные члены команды.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)