Раздел 1 Практика инклюзивной школы
Обзор раздела
Чей это ребенок?
Продвижение инклюзии в системе образования
• Философия инклюзивного образования
• Что означает инклюзия для детей с особыми потребностями в
школах?
Педагогические подходы, ориентированные на инклюзию
Лучшие практики инклюзивного обучения
1. Учебная среда в школе.
2. Совместное планирование.
3. Администрация.
4. Воспитание социальной ответственности.
5. Планирование и реализация учебной программы.
6. Программы и услуги по оказанию поддержки.
7. Практика обучения.
8. Планирование перехода к новым условиям жизни и учебы.
9. Партнерские связи: школа, семья, общественность.
10. Инновации: развитие системы и персонала.
11. Подотчетность.
Путешествие одной семьи дорогой инклюзии
Рабочий лист: Путешествие вашей семьи дорогой инклюзии
Чей это ребенок?
Однажды я увидел малыша, который играл на улице.
- Чей это ребенок? - Спросил я.
- Мой, - нежно улыбнулась мама.
- Он немного побудет со мной.
Я буду мыть ему руки и расчесывать.
Помогать ему стать хорошим человеком
и всегда поступать правильно.
Дверь открылась, и кто-то вошел.
- Чей это ребенок? - Спросил я снова.
- Мой - нежно улыбнулась учительница.
- Он немного побудет со мной.
Я буду воспитывать в нем доброту и уважение.
Учить и сама учиться у него.
Помогать ему жить по правилам
и получать от школы все самое лучшее.
Здесь вошел малыш, и я спросил в последний раз:
- Чей это ребенок?
- Наш, - улыбнулись мама с учительницей.
И каждая взяла его за руку.
- Мы любим и обучаем его вместе.
И вместе выполняем этот особый долг.
Автор неизвестен (перевод с английского)
Введение
Что означает инклюзия для вас, вашей семьи и вашего ребенка?
Что такое инклюзивное образование?
Понятие «инклюзивное образование» понимают по-разному. Ниже представлены несколько определений, которые мы позаимствовали по ряду источников. Возможно, вы с ними согласитесь, а возможно, нет; или заметите, что каждое из приведенных толкований в определенной степени созвучно с вашей собственной системой ценностей. Когда вы планируете обучение своего ребенка или жизнь семьи, важно точно определиться со своим пониманием инклюзии, выработать собственное определение этой
концепции. Так вы сможете сформировать и яснее представить желаемое будущее своей семьи и ребенка.
«Фундаментальным принципом инклюзивного образования является ценность разнообразия человеческого сообщества. Когда инклюзивное образование полностью входит в нашу жизнь, мы отбрасываем мнение о том, что для того, чтобы внести свой вклад в общественную жизнь, каждый ребенок должен стать нормальным. Типичные представления о становлении ценного члена общества нас больше не удовлетворяют, и мы начинаем искать другие пути. В процессе такого поиска мы осознаем досягаемость своей цели - воспитывать во всех детях ощущение того, что они являются важной частью целого ».
«Полная инклюзия означает, что все ученики, независимо от инвалидного состояния или инвалидности, учатся в обычном классе / в рамках обычной общеобразовательной программы. Все услуги необходимо предоставлять в той среде, где находится ребенок ».
«Мы верим в инклюзивные школы и классы, где все ученики:
• обучаются по месту жительства и местное заведение радушно их принимает;
• учатся в обычных классах вместе с другими детьми соответствующей возрастной группы;
• имеют поддержку для обучения и плодотворного участия во всех аспектах школьной жизни ».
Министерство образования, гражданства и молодежи руководствуется такой философией инклюзии: «Инклюзия - это способ мышления и действия, который позволяет каждому человеку почувствовать себя в социуме принятым, ценным и защищенным. Инклюзивное сообщество сознательно развивается, чтобы удовлетворять меняющиеся потребности своих членов.
Признанием и оказанием поддержки такое сообщество создает условия для привлечения и равного доступа к преимуществам общества. Мы понимаем инклюзию как средство улучшения благосостояния каждого
члена сообщества. Мы работаем вместе, приумножая свой потенциал, создавая основу для богатого будущего каждого из нас ».
Философия инклюзии не ограничивается физическим пребыванием, она также охватывает базовые социальные ценности и систему взглядов, которая поощряет, взаимодействие человеческих сообществ и формирование социальных связей.
Что значит «инклюзия» для учащихся с особыми потребностями в школах?
Школьный опыт учащихся с особыми потребностями должен быть максимально приближенный к школьному опыту их ровесников без таких потребностей. Стремясь воплощать инклюзии на практике в школах, родители и педагоги должны работать вместе по следующим направлениям:
1. Развивать сообщество на уровне класса и школы, где все ученики, в том
числе дети с особыми потребностями и способностями, чувствовать, что их принимают в ученической среде и они успешны.
2. Поддерживать практику, которая дает возможность эффективно обучать ученический коллектив с широким диапазоном учебных нужд.
3. Помогать всем ученикам, родителям и педагогам понять явление ученического разнообразия в пределах школьного сообщества.
Педагогические подходы, ориентированные на инклюзии
Внедрять инклюзии не просто в любой среде, в частности в школе. Ведь она объединяет большое количество людей с различными условиями жизни и воспитания, опытом и способностями, которые приходят сюда с одной целью - получать образование. Поэтому воплощение инклюзии в реальность требует продуманного подхода и высокого уровня творчества. Важно понимать, что, несмотря на наличие системы убеждений, ориентированную на инклюзию, в повседневной практике вы можете столкнуться с педагогическими подходами, которые ведут к отделению учеников и их обучение в разной среде. Например, когда некоторых детей временно убирают с обычного класса для проведения дополнительных занятий по чтению, письму, математики или для решения других учебных задач. Понятно, что отсутствие ученика в классе негативно влияет на его привлечение к общему учебному процессу, к жизни коллектива ровесников. Чтобы уменьшить эти нежелательные последствия, такую практику следует применять умеренно и, по возможности, сводить ее к минимуму.
В школьных округах провинции на уровне политики и практики определено, какая учебная среда в образовательной системе считается оптимальной для учащихся.
Некоторые родители соглашаются, что в определенных случаях с ребенком лучше работать не в классе, а в другой учебной среде. Но это не означает, что они хотят, чтобы их ребенок находилась в сегрегированных условиях, то есть изучал все академические дисциплины и проводил время на перемене отдельно от сверстников или чтобы он никогда не ходил на школьную дискотеку. Наоборот, инклюзивное образование по сути своей предусматривает, что дети должны как можно больше времени проводить вместе со своими ровесниками. Это позволяет всем ученикам участвовать в жизни школьной общественности, следовательно полностью реализовывать свой потенциал.
Для большинства учащихся можно адаптировать различные аспекты учебного процесса, чтобы большую часть дня они проводили в коллективе сверстников. Некоторые примеры таких адаптаций приведены ниже.
Организация физической среды в классе. Вместо традиционных рядов парт используют другие варианты расстановки мебели, чтобы способствовать взаимодействию и сотрудничеству между учениками (например, парты располагают по кругу).
Кооперативное обучение в группах. Учеников объединяют в небольшие группы для решения учебных задач. Они имеют цель, которую можно достичь только путем сотрудничества. При этом каждый ребенок выполняет определенную роль, такую же важную, как роли других членов группы. Для достижения своей цели дети рассчитывают на помощь друг друга.
Эмпирическое обучение, или обучение через опыт. Этот метод охватывает такие виды деятельности, как ролевая игра, рассказ историй, изготовление моделей, рисование, театрализацию и работу с компьютером. Все они способствуют лучшему усвоению отдельных учебных тем или понятий.
Долгосрочные проекты. В течении года коллектив класса реализует различные проекты. Их планируют таким образом, чтобы к ним мог привлекаться ребенок с инвалидностью, который имеет собственные учебные цели. Работа над проектом позволяет этому ребенку работать над формированием специфических навыков, взаимодействуя с другими детьми.
Обучение «равный - равному» и наставничество. В процессе обучения по принципу «равный- равному» ровесники обучают друг друга, тогда как метод наставничества предполагает сотрудничество старших детей с младшими. В некоторых заведениях программы наставничества или «равный - равному» действуют на общем школьном уровне. В рамках такой программы, кроме учеников с инвалидностью, поддержку также получают другие дети, что делает программу инклюзивной.
Применение различных способов проверки знаний. Чтобы все ученики могли выявить приобретенные знания и умения. Обычно лучше подходят такие методы, как устные отчеты, демонстрации, выставочные модели.
Лучшие практики инклюзивного обучения
Одни люди видят то, что есть, и спрашивают: «Почему?». Другие мечтают о том, чего никогда не было, и говорят: «А почему бы и нет?»
Джордж Бернард Шоу
В этой части раздела речь о ряде «индикаторов» в деятельности учебного заведения. Это - вещи, уже имеющиеся в школе вашего ребенка, или которые персонал школы и округа пытается внедрять. «Инклюзивная культура» в школе распространяется на всех членов школьного сообщества: на одаренного ученика и того, кому учеба дается трудно, на ученика и учителя, а также на многочисленных вспомогательных работников, которые создают в школе доброжелательную и безопасную среду для всех.
На последующих страницах в форме списка этой книги представлены лучшие практики в области инклюзивного образования. Просматривая их, помните, что в школьном сообществе должен быть один или несколько мощных голосов, которые активно поддерживают инклюзивные подходы. Вы можете подключить к ним свой голос. Подумайте о школе, которую будет посещать или уже посещает ваш ребенок. Можно сказать, что в среде этого учебного заведения присутствуют некоторые или все индикаторы? Попробуйте в рамках школьного сообщества определить потенциальных союзников, которые пытаются направлять школу в инклюзивном направлении. Что можете сделать вы или кто-то другой, чтобы помочь им? Внимательно прочитайте индикаторы и проанализируйте, насколько им соответствует текущее состояние дел в школе вашего ребенка? Отметьте их соответственно. Затем попробуйте представить работу этой школы такой, какой бы вы хотели ее видеть.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)