Вступление
Канадский проект «инклюзивное образование для детей с особыми потребностями» начал свою деятельность в 2008 году благодаря поддержке Канадского агентства по международному развитию и партнерскому сотрудничеству ряда канадских общественных и государственных организаций.
Целью проекта является изменение отношения правительства, учебных заведений и неправительственных организаций к проблемам людей с инвалидностью, в том числе в сфере образования. Идеология проекта базируется на социально-правовой модели инвалидности, на признании того, что «инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между людьми с инвалидностью и препятствиями в отношениях и среде»; на партнерстве образовательных, правительственных и общественных организаций, которые объединяют свои усилия ради развития инклюзивной модели образования.
Проект рассматривает развитие инклюзивного образования как системный процесс, который направлен на обеспечение права каждого ребенка на качественное, доступное образование по месту жительства, удовлетворение его образовательных потребностей во время учебного процесса. В компоненте «Социальная политика» проект направляет свои усилия на внесение изменений в существующие законодательно-нормативные документы и разработку новых документов с учетом международных стандартов; формирование интегрированных подходов к вопросам инвалидности; содействие развитию образовательных систем, которые могут стать частью новой социальной политики.
В компоненте «Образование» проект развивает инклюзивную практику на уровне общеобразовательного учебного заведения, обеспечивая педагогов, администрацию школ, родителей знаниями и умениями, которые способствуют достижению успеха всеми детьми; способствует изменениям в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров; формирует новый подход управления учебными заведениями в условиях инклюзивного обучения.
В компоненте «Гражданское общество» проект ставит целью расширение движения «Школа одна для всех» путем привлечения родителей, воспитывающих детей с инвалидностью / Особыми потребностями в учебный процесс; развитию потенциала общественных организаций, занимающихся вопросами образования детей с инвалидностью / Особыми потребностями, партнерства с государственными учреждениями, тем самым способствуя развитию инклюзивного общества, в котором ценится каждая личность независимо от состояния здоровья, особых потребностей, инвалидности, возраста и пола и др.
Для более широкого привлечения общественности к деятельности в рамках проекта используются различные технологии: проведение семинаров, тренингов, конференций, форумов, информационных компаний, акций; разработка информационно-методических материалов, учебных курсов, издание практических.
Для кого это пособие будет полезным?
Те, кто создает политику (национальную, региональную, школьную), региональные партнеры, родители и персонал инклюзивного ресурсного центра найдут много полезного в этом документе. Канадский опыт разработки политики в инклюзивных школах и интегрированных услуг демонстрирует один из вариантов, который стоит рассмотреть, когда они будут писать свою собственную политику и разрабатывать некоторые интегрированные услуги.
На какую аудиторию должны повлиять процессы, изложенные в данном руководстве?
Целью документа являются, прежде всего, образовательные потребности детей с инвалидностью.
Кроме того, эта информация поможет семьям, которые занимаются адвокатством, пытаясь изменить политику, на более инклюзивную. Образовательные системы могут использовать предоставленную информацию как вспомогательную в разработке политики и практики, которые удовлетворят ожидаемые сдвиги в отношении образования для детей с особыми потребностями.
«Инклюзия - это способ мышления и действия, который позволяет личности чувствовать себя признанной, ценной и в безопасности. Инклюзивная среда постоянно эволюционирует для удовлетворения изменяющихся потребностей своих участников. Через признание и поддержку инклюзии общество обеспечивает значимое участие и равный доступ к выгодам общества. Инклюзия способствует улучшению благосостояния каждого члена общества.
Посредством сотрудничества наша способность обеспечить основу для лучшего будущего, усиливается для всех нас».
Цель пособия - показать, как Канада разрабатывала политику в отношении
инклюзивных школ и как интегрированные услуги играют неотъемлемую роль в развитии политик инклюзивной школы. А именно:
1. Оказывают практическую информацию о инклюзивной политике и практике в канадских школах. Эта информация собрана для помощи в развитии и создании большего количества инклюзивных школ. Она приводит примеры того, как развивалось инклюзивное образование в другой стране.
2. Оказывают практическую информацию, каким образом планировать и предоставлять интегрированные социальные услуги.
А также приведутся примеры того, как интегрированный подход помог детям с особыми потребностями и их семьям во всех аспектах повседневной жизни. Ожидается, что этот подход можно будет адаптировать, и он станет влиятельным фактором в создании политических изменений в других странах.
Обсуждение политики инклюзивной школы включает:
- Определение.
- Толкование инклюзивного образования.
- Почему существует инклюзивное образование в Канаде.
- Какие дети включаются в инклюзивное образование.
- Как началось инклюзивное образование в Канаде.
- Как работает инклюзивное образование.
- Структура инклюзивного образования.
- Как Канада планирует инклюзивное образование.
- Стоимость и выгоды инклюзивного образования.
Обсуждение интегрированных услуг включает:
- Понимание интегрированных услуг.
- Выгоды и риски интегрированных услуг.
- Порядок предоставления интегрированных услуг.
- Примеры канадского опыта интеграции услуг.
- Потенциальные возможности интеграции услуг.
Специально для этого пособия, определения были одобрены руководящим
комитетом проекта, и являются актуальными терминами для использования.
Определения, принятые руководящим комитетом проекта, соответствуют
определениям международных организаций, в частности ООН и ЮНЕСКО.
ЮНЕСКО рассматривает инклюзив как «динамический подход положительного ответа на обилие учеников и отношение к индивидуальности каждого не как к проблеме, а как возможности обогатить обучение».
Конвенция ООН о правах ребенка рассматривает вопрос инклюзивного образования в статьях 2 и 23.
Статья 2 отмечает, что: «Государства-участники уважают и обеспечивают
все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, каждому ребёнку,
который находится в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов, или каких-либо других обстоятельств. Государства-участницы принимают все нужные меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи».
Статья 23 предусматривает, что дети с инвалидностью должны иметь «эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который позволяет по возможности полного вовлечения ребенка в социальную жизнь и развитию его лица, с культурным и духовным развитием включительно».
Определения, принятые руководящим Комитетом Проекта, в данном руководстве инвалидности:
- инвалидность ребенка - это потеря или ограничение возможностей принимать участие в жизни общества из за социальных или физических барьеров. В рамках проекта дети, имеющие физические, сенсорные недостатки, расстройства поведения и / или познавательные проблемы, испытывают к себе адекватное отношение. Им будет предоставляться надлежащая поддержка, будут создаваться возможности для участия в школьной жизни, исходя из их выбора в первую очередь, а не в зависимости от инвалидности.
Инклюзия:
- Инклюзия - это способ мышления и действия, позволяющие каждому человеку чувствовать себя причастным, полезным и в безопасности. Инклюзия достигается через высокую оценку, понимание и взаимодействие с каждым учеником как с личностью.
- инклюзия - это не место, а процесс.
- инклюзия позволяет участвовать в повседневной жизни общества. Это проявление желания быть частью другого, быть желанным и включенным в общество на правах равного членства.
Инклюзивная школа / инклюзивное образование:
- инклюзивная школа представляет образовательные программы для детей с особыми потребностями, которые были переведены из других учреждений или учились дома, для детей каждой этнической группы и культуры.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)