ОБСУЖДЕНИЕ
Инклюзивное образование. ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И РЕФЛЕКСИИ.
1. Какие препятствия, по вашему мнению, могут мешать внедрению концепции универсального дизайна для обучения в процессе разработки куррикулума и методики? 2. Когда в адаптации и модификациях куррикулума нет нужды? 3. Чем универсальный дизайн для обучения отличается от адаптаций и модификаций? Что общего между этими двумя подходами?
Дифференцированное преподавание. Краткое описание научных исследований для практиков. Университет Альберты
Введение
В «Образовательном дайджесте» [Education Digest] для электронного банка образовательных ресурсов ERIC Томлинсон (Tomlinson) (2000) обращено внимание на очевидный факт: все ученики учатся в разнообразном образе и имеют разные интересы. Некоторые из них достигают значительных успехов по одним предметным направлениям и имеют посредственные результаты в других. Поэтому, считает исследовательница, лучшая организация обучения в школе предусматривает его приспособления к индивидуальным особенностям в пределах разнообразного ученического контингента. Такое обучение получило название «Дифференцированного». Ссылаясь на значительный объем свидетельств, авторы научных публикаций приходят к выводу, что дети достигают большего личного успеха в школьном обучении (в частности, получают от него удовольствия), если учитель учитывает их учебные потребности. Для дифференциации не существует единой формулы. Вместе с тем, можно предложить ряд широких принципов для подготовки и проведения уроков на основе этого подхода.
В статье Томлинсон также говорится о том, что для эффективного обучения стоит предлагать ученикам определенный набор учебный задач, разработанных на основе восьми вариантов дифференциации, предусматривающие варьирования (1) от конкретного к абстрактному; (2) от простого к комплексному; (3) от базового к трансформационному уровню; (4) от нескольких до многих аспектов;
(5) от меньших к большим шагам; (6) от более структурированного к более открытому; (7) от меньшей к большей независимости; и (8) от медленного до быстрого темпа.
В своей работе Эйнсли (Ainslie) (1994) рассматривает тему обучения учащихся в смешанных группах, то есть с разным уровнем подготовленности индивидуальных участников. Автор исследует факторы, которые обусловливают неоднородность сформированности у учащихся знаний, умений и навыков. В частности, к ним относятся:
индивидуальная мотивация, интересы и потребности учащихся; способность к овладению языка и грамотности; общая учебная подготовка; стили обучения; возраст, внешние требования и имеющееся время для обучения, а также уровень тревожности ученика. Исследовательница выражает убежденность в том, что педагоги должны дифференцировать обучение.
Поэтому учителям, которые стремятся обеспечивать эти разнообразные потребности, в первую очередь необходимо сформулировать различные учебные цели для своих воспитанников. Ключом к решению этой проблемы является хорошее знание детей.
Опираясь на него педагогу стоит подумать над таким вопросом, например: «Как рационально использовать на уроке это учебное задание, чтобы дети с ним справились и получили от него пользу? » Исходя из результатов научных исследований, в предлагаемом обзоре мы объясняем несколько общих идей и предоставляем ряд советов для учителей по организации видов деятельности на уроке с учетом широкого диапазона ученических потребностей и способностей.
Выводы - Все ученики по-своему особенные, поэтому педагогам следует обеспечивать различные потребности в классном коллективе путем определения уникальных учебных целей для каждого его участника. Далее, в соответствии с этими целями необходимо разработать задачи и виды деятельности практического характера. Как показывают научные исследования, дифференциация помогает активизировать познавательную деятельность учащихся и сделать ее более эффективной.
- Термин «дифференциация» не является синонимом концепции обучения разно уровневой группы детей. В дифференциации упор делается на потребности индивидуальных учеников, тогда как модель обучения разно уровневой группы предусматривает организацию групповой учебной деятельности. Дифференциация ориентирована на создание учебной среды, а также на обеспечение содержания, процесса и продукта, которые позволяют детям с трудностями в обучении (в том числе одаренным) успешно овладевать куррикулумом.
- Существует несколько способов дифференцировать уроки и методику преподавания. Как замечает Томлинсон, в процессе дифференциации необходимо принимать во внимание:
- содержание - что ученики должны усвоить и каким образом они будут получать информацию;
- процесс - виды учебной деятельности, которые выполняют учащиеся для осмысления содержания;
- продукты - проекты или другие виды деятельности, которые дают ученикам возможность закрепить, применить, углубить и усовершенствовать -приобретенные знания и умения;
- учебная среда - то, как происходит работа на уроке, какая на нем царит атмосфера.
Дифференциации можно достичь путем:
- применением различных текстов;
- предоставлением учащимся различных видов поддержки;
- организации работы с акцентом на разных способностях учащихся;
- выбора материалов и методики в соответствии с различными интересами детей;
- использование различных задач в рамках куррикулума.
Виды деятельности на уроке следует планировать с учетом учебных потребностей, различных типов интеллекта, стилей обучения, когнитивных уровней, социально-культурной среды учащихся и их личных интересов.
В дифференцированном преподавании применяются следующие стратегии: кооперативное обучение, индивидуальное обучение, учебные центры и обучение с использованием технических средств.
- Для хорошо спланированного и успешного дифференцированного урока свойственны такие характеристики как активность и инициативность, стремление к качеству (то есть создание учениками наилучших работ), личностно- ориентированный подход и сочетание различных форм - фронтальной, групповой и индивидуальной. Дифференцированный подход предполагает, что учитель должен понимать и удовлетворять потребности как продвинутых учеников, так и тех, кто сталкивается с трудностями в обучении.
- Модификации содержания и методики включают: разно уровневое обучение; практику заключения с детьми учебных контрактов; обучение в малых группах; изучение языка с детьми, для которых язык обучения не является родным; организацию работы в центрах; проекты; варьирование задач в соответствии к различным уровням способностей; оказание поддержки в индивидуальном обучении; тщательную организацию групповой работы; замену определенных частей куррикулума материалом, отвечающим потребностям и уровню подготовленности детей; ускоренное изучение курсов для определенного года обучения и / или пропуск одного или нескольких классов, что позволяет талантливым и одаренным детям учиться по программам, соответствуют высокому уровню их способностей; пропуск простых единиц учебного материала курса с целью высвобождения времени для сложных и интересных задач для талантливых и одаренных учеников, если по результатам предварительного тестирования перед изучением раздела или темы оказывается, что они уже обладают этими знаниями и навыками на достаточном уровне; реализацию программ индивидуальной помощи отстающим ученикам отдельно во время уроков, или отдельные занятия по сложными программами для талантливых и одаренных учеников, пока другие дети работают по обычной программе; конкурсы; и дополнительное обучение по углубленным программам после школы.
- К числу наиболее эффективных методов, которые позволяют удовлетворять потребности учащихся, относятся: дифференцированное преподавание, возможность ученического выбора, гибкая практика объединения учащихся в группы и комбинация обогащения учебного содержания и ускорения темпа изучение предмета.
- Для дифференциации преподавания перспективными являются как традиционные (таксономия образовательных целей Блума), так и новейшие методы (конструктивистские теории, обучение, основанное на закономерностях развития мозга и признание уникального характера для каждого человека).
- По словам родителей, чьи дети испытывают трудности в обучении, образовательные учреждения часто не желают идти им навстречу и создавать условия для удовлетворения потребностей их детей, а практика их работы не дает оснований говорить о дифференциации обучения. Родители считают, что применение этого подхода способствует повышению самооценки ребенка и формированию у него практических навыков и стратегий учебной деятельности.
- Будучи лидерами в своей школе, ее руководители также несут свою долю ответственности за внедрение дифференциации, поскольку именно они формируют куррикулум, исходя из потребностей учащихся и общества. Они должны поддерживать работников в их попытках реализовать дифференцированный подход в преподавании предметов. Среди других задач руководства учебного заведения - создание условий для активизации родительского участия, обеспечения консультативной помощи со стороны учителя специального образования и поощрения педагогов к профессиональному развитию с предоставлением соответствующих возможностей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)