Инклюзивные методы обучения, ориентированные на учителя
- Используйте моделирование подробные объяснения и обеспечивайте достаточно практики.
- Дополнительно шаг за шагом демонстрируйте применение нужного умения.
- Перед изучением темы объясняйте новую лексику и понятия на конкретных примерах.
- Используйте ролевые игры и игровое моделирование.
- Обеспечение взаимодействия с учащимися: Дифференцируйте количество учебных задач для ученика в зависимости от способности их выполнить, создавайте возможности для управляемой практики и часто предлагайте обратная связь.
- Используйте различные способы обратной связи (бонусы, сертификаты, другие системы вознаграждения).
- Чаще хвалите учеников и старайтесь быть конкретными в своей похвале.
- Применяйте методики кооперативного обучения и обучения в паре с партнером.
- Используйте различные формы - не полагайтесь на пассивное слушание. Учитывайте разные предпочтения учеников по организации учебной деятельности, в том числе на основе визуального, кинестетического восприятия и т.д.
- Варьируйте темп обучения: давайте больше времени для устного ответа, при необходимости; сократите инструкции и повторите ключевые пункты.
- Дифференцируйте количество времени на выполнение поставленной задачи в соответствии с индивидуальными потребностями.
- Ставьте больше вопросов и дифференцируйте уровень их сложности для разных учеников.
- Давайте подсказки или опоры (метод поддерживающей действия) для облегчения ответа.
- Используйте различные форматы ответов учащихся (пробуйте словами, не полагайтесь только на письменные работы, а дайте ученикам возможность продемонстрировать полученные знания с помощью диаграммы, аудиозаписи, путем создания постеров, моделей, видеороликов и т.п.)
- При проведении уроков учитывайте личные интересы и особые таланты.
- Интегрируйте деятельность по формированию социальных навыков, жизненных навыков и прикладных академических знаний в куррикулуме для всех учащихся.
- Старайтесь как можно шире вводить элементы мета когнитивные познания и выработки стратегий решения проблем (Например, «Что поможет мне в этой ситуации?» Или «Как иначе можно решить эту проблему?») для всех учащихся.
- По возможности, интегрируйте стратегии регулирования собственной деятельности (само мониторинг, само исправления).
- В процессе оценки используйте соотнесенные по критериям задачи и задачи, предусматривающие оценку их выполнения (презентации портфолио, демонстрации, выставочные модели тому подобное).
- Интегрируйте в методику обучения элементы прямого наблюдения и оценки.
После ознакомления с рекомендациями может сложиться впечатление, что предложенные методики мало отличаются от повседневной практики эффективного учителя, независимо от того, работает он в инклюзивном классе или нет. И это совершенно правильный вывод. Набор навыков успешного учителя инклюзивного класса преимущественно совпадает с нашими представлениями об эффективной педагогической деятельности в целом. Следовательно, предположение, что для обучения разнообразного ученического коллектива существует какое-то существенно отличное и гораздо более действенная стратегия, в значительной степени ошибочно.
Для хорошего инклюзивного учителя всегда характерна любовь к своему делу, а также умение отвечать на потребности всех детей в классе и учитывать их на подготовительном этапе - при планировании учебного процесса.
Ожидаемые результаты обучения
Когда речь идет о требованиях к уровню знаний, умений и навыков, следует помнить, что в этом аспекте дифференциация имеет большое значение. Всем ученикам необходимо обеспечивать доступ к таким же видам деятельности и задач, однако уровень ожиданий по достижению ими тех или иных учебных результатов и степени достижения этих результатов можно варьировать индивидуально для каждого ученика. Обычно, для этого лучше использовать задания открытого типа, где возможны разные ответы. Некоторые замечания по корректировке ожидаемых результатов обучения располагаются в вставке
Вставка. Соображения относительно ожидаемых результатов обучения
- Могут ли все ученики выполнить одну и ту же учебную деятельность и достичь одинаковых результатов? - Могут ли все ученики выполнить одну и ту же учебную деятельность, но достичь ожидаемых результатов на различных уровнях в пределах одной программы (куррикулума)? - Могут ли все ученики выполнить одну и ту же учебную деятельность, но достичь ожидаемых результатов по различным программам (куррикулума)?
Третий вопрос вставки заставляет нас отойти от идеала универсального дизайна для обучения. К такому варианту следует прибегать в последнюю очередь, однако, при некоторых обстоятельствах, он единственный из возможных и поэтому достаточно распространен на практике. Рассмотрим пример его применения на уроке естествознания (тема «Цветы»). Большинство учеников должны сравнить устройство различных видов цветов. Некоторый ученик также участвует в этой деятельности, однако его ожидаемый результат скорее касается базовых задач куррикулума: ребенок должен научиться называть цвета цветов, которые сейчас изучают ее сверстники. Таким образом, ученик с особыми потребностями и остальные приобщаются к той самой учебной деятельности, но требования к ним разные.
Очевидно, что первый пункт вставки по выполнению учащимися тех самих учебных задач и достижения одинаковых результатов всего согласуется с основной идеей универсального дизайна. В следующем вопросе речь идет об организации работы учеников над теми же учебными задачами, однако с акцентом на разно уровневых требованиях в пределах одной программы (куррикулума). Поэтому по своей сути ближе к дифференцированному обучению. Например, учитель демонстрирует рисунок и просит учеников составить короткий рассказ к нему. Некоторые дети готовят произведение на одну страницу, тогда как их товарищ имеет только написать два предложения.
Фактически, весь класс работает над одной задачей по программе - «написание комментариев к рисунку», но решается она на разных уровнях, с разными требованиями и критериями оценки успеха.
Адаптации и модификации куррикулума
Как уже отмечалось в этом разделе, предпочтение следует отдавать универсальному дизайну для обучения. В то же время, при определенных обстоятельствах применение этого подхода невозможно, например, через директивный и негибкий характер местного официального куррикулума. Концепцией универсального дизайна для обучения предусмотрено, что учитель интерпретирует куррикулум с тем, чтобы обеспечивать потребности каждого ребенка без дальнейших модификаций. И в некоторых случаях педагоги не имеют такой свободы действий и вынуждены придерживаться подхода, который определяют органы в области образования. Обычно, в таких образовательных системах на учителей возлагают обязательства или поощряют их адаптировать и модифицировать куррикулум только для тех учеников, которые в этом нуждаются. В других странах допускается определенная интерпретация куррикулума, насколько того требуют принципы универсального дизайна, но иногда сами учителя сомневаются в целесообразности такого пути. Они считают, что вместо расширения учебного содержания и методики для всего класса, для учеников гораздо полезнее будет адаптация и модификация куррикулума в индивидуальном порядке. Поэтому предлагаем рассмотреть, по нашему мнению, менее желаемую, однако прагматичную альтернативу концепции универсального дизайна для обучения. Иными словами, речь идет об адаптации и модификации куррикулума, которые позволяют устанавливать связи между ним и индивидуализированной программе отдельного ребенка. При этом некоторые из описанных ниже методик также адресованы последователям универсального дизайна. Поэтому мы убеждены, что этот материал будет важным для всех читателей.
- Определение связей между индивидуальными учебными задачами и общим куррикулум Индивидуализированный учебный план необходимо как можно теснее интегрировать в материал обычной школьной программы. Только в таком случае его воплощение будет способствовать процессу инклюзии. Многим учителям сложно согласовывать ИПО с общим куррикулумом, поэтому в прошлом много детей с ИПО учились отдельно от сверстников (Гудман и Бонд, 1993). Такая практика приводила к изоляции некоторых учеников, несмотря на их физическое присутствие в классе, что противоречит сущности инклюзии. Предложенные ниже рекомендации помогут организовать работу на уроке по обычной программе с учетом индивидуальных целей некоторых детей.
Планирование модулей
Как при изучении учебного модуля создавать возможности для реализации индивидуальных учебных целей отдельных учеников? Над этим вопросом нужно подумать еще на этапе его планирования. Учебный модуль - это последовательность уроков или занятий по определенной теме (или тем), что направлены на достижение ожидаемого результата или результатов, определенных программой. Так, примером модуля есть ряд уроков физкультуры с обучением игры в хоккей, где один урок посвящен изучению правил, второй - выработке определенных навыков, третий - взаимодействия членов хоккейной команды, а остальные занятий отводится для практической отработки знаний и умений во время коротких игр. Предполагается, что в конце модуля учащиеся должны знать правила хоккея и получат необходимую подготовку для этой игры.
При планировании модулей важно обратить внимание на отдельные составляющие, где есть возможность внедрения индивидуализированных целей. Это можно делать в структурированный способ. В вставке перечислены восемь базовых элементов разработки инклюзивного учебного модуля.
Вставка. Восемь базовых элементов подготовки инклюзивного учебного модуля
1. Центральный вопрос или проблема модуля.
2. Интересный факт, выражение или ситуация для формирования мотивации.
3. Уроки, связанные с центральным вопросом или проблемой.
4. Набор источников с подробной информацией.
5. Итоговые проекты.
6. Различные форматы уроков.
7. Оценка на основе различных методик.
8. Гибкие способы самовыражения учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)