Оценка с помощью портфолио. Продолжение
Содержание приема такой. После выполнения задания ученик рисует на полях рисунок: вертикальную линию, на которой обозначает условным символом свое мнение о качестве выполнения задания. После проверки такую же работу выполняет учитель. Если он соглашается с учеником - обводит красным кружочком его оценку, если нет, то ставит выше или ниже по шкале свою оценку. Если будет существенное отличие между оценками ученика и учителя, надо обсудить правильность оценки, выставленной школьником, и найти согласованный вариант.
Итак, работа, которая оценивается, состоит из этапов:
- выполнение самой работы, - выработка критериев оценки, - оценка учеником собственной работы по заданным критериям, - проверка учителем и его оценка по тем же критериям работы ученика, - сравнения оценки учителя и оценки ученика, - выяснения разногласий в оценке.
Чтобы самооценка было эффективной, важно, чтобы ученик сам выбирал ту часть работы, которую он хочет сегодня дать учителю для оценки. Он может сам определить критерии оценки. Такой подход формирует у ученика ответственность в оценочном действии.
Оцениваются, прежде всего, индивидуальные достижения ученика, отличные от тех, которые есть у других детей.
Ученик имеет право на самостоятельный выбор сложности контролируемой задачи, сложности и объема домашнего задания. При таком подходе соотношение уровня притязаний и уровня достижений становятся специальным предметом работы учителя. У младших школьников с нарушениями речи (моторная алалия, дизартрия), с задержкой психического развития уровень притязаний, в частности реакция на неуспех, является нетипичной для нормы. Так, школьники после удачно сделанных упражнений берутся выполнять не сложные, а простые задачи. У детей срабатывает защитная реакция - стремление поддерживать успех даже на заниженном уровне, то есть им присущ пониженный уровень притязаний.
Самооценка ученика должна постепенно дифференцироваться, иначе говоря, с первых дней обучения ребенок должен учиться видеть собственную работу как совокупность многих умений, каждый из которых имеет свои критерии оценки. Например, задача по математике оценивается по количеству ошибок, опрятностью, старательностью, сложностью.
При оценке письменной работы (например, домашней) надо фиксировать не только ошибки и недостатки исполнения, но и все удачные места выполненного, делать поощрительные записи.
Продукты учебной деятельности ученик и учитель помещают в портфолио.
Таким образом, оценка учебных достижений первоклассников в инклюзивном классе должна быть составляющей учебного процесса, который обеспечивает усвоение знаний, овладение предметными умениями по учебным предметам и коррекционному развитию составляющих психологической готовности к школьному обучению, а также создает условия для успешного развития учебной деятельности.
Портфолио - технология качественной оценки учебных достижений Как уже отмечалось, в школе функционируют критерии оценки учащихся, которые реализуются в нормах оценок, устанавливают четкое соотношение между требованиями к знаниям, умениям и навыкам, которые оцениваются, и показателем оценки в баллах. Объекты оценки - составляющие учебной деятельности ученика: содержательный, операционный, мотивационный. однако, оценка учебной деятельности школьников не должна ограничиваться только оценкой знаний, умений и навыков.
Важно контролировать и оценивать личностные изменения, которые формируются в результате целенаправленного коррекционного воздействия на познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, речевую деятельность учащихся. В этом поле важно оценивать характеристики, которые комплексно определяют личностное развитие:
сформированность общеучебных и ключевых понятий, опыт практической и творческой деятельности, эмоционально-ценностные отношения, профессиональную направленность и тому подобное.
однако, не только практически, но и теоретически решить проблему количественной оценки указанных показателей очень сложно, поскольку нет надежных технологий даже для оценки знаний, тем более личностных характеристик: компетентности, потенциальных возможностей и др.
В мировом образовательном пространстве, начиная с 90-х годов, со времени воплощения в практику контрольно измерительных материалов (тестов), появились инновационные формы оценки и формы накопления информации – портфолио.
Портфолио (в широком смысле) - это фиксированные, накопленные и оценки индивидуальных достижений школьника в течение определенного периода обучения.
Портфолио относится к «аутентичным», то есть истинным, наиболее приближенным к реальному оцениванию, к индивидуализированной оценки, ориентированной не только на процесс оценки, но и самооценки.
По данным исследований Р. Паулсона и К. Мейера, портфолио отличается от традиционных методов оценки тем, что обеспечивает учителя обоснованной информацией о процессе и результатах деятельности ученика в режиме самостоятельной работы, совершенствование его созидательных возможностей и умений осуществлять собственные оценочные суждения о результатах собственной деятельности. Самое главное преимущество портфолио, по сравнению с традиционными технологиями оценки, заключается в том, что оно характеризует качество обучения всесторонне и многогранно, по разным позициям: оценки мыслительной деятельности ученика, его междисциплинарных умений, умений выдвигать проблему, решать нестандартные задачи, знания учебных предметов и овладение навыками, настойчивостью достижения результата и др.
Педагогическая идея учебного портфолио как форма оценки предусматривает (по С.Дж. Пейном, М. Чошанов):
- смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, раздела, предмета;
- интеграцию количественных и качественных оценок;
- доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Портфолио должно быть процессуальным. То есть, применяться для прослеживания текущей и конечной оценки результатов учебной деятельности учащихся, в которой воплощены полученные ими междисциплинарных знаний, умений и навыков, на разных уровнях изучения отдельных предметов (прежде всего на достаточном и высоком).
Портфолио всегда визуализированное (может быть в виде специальной папки, картотеки). однако, его содержание не может сводиться к папке ученических работ. Это должно быть специально спланированная и организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в разных отраслях. Вот почему конечную цель учебного портфолио видят в иллюстрации прогресса обучения по результатам учебной деятельности. По мнению исследователей основным должны быть не портфолио документов, а портфолио творческих работ. Иначе говоря, раздел «Творческие работы» должен стать основным, а раздел «Официальные документы »должна отойти на второй план и применяться в качестве приложения.
В зависимости от конкретных целей обучения подбирается тип портфолио:
- портфолио документов;
- портфолио достижений;
- рефлексивный портфолио.
Могут быть и другие типы портфолио. Например, в школах Англии функционируют следующие типы портфолио:
- Портфолио развития. Содержит избранные учебные работы, а также оценку собственных достижений, сделанных учеником. Такие материалы помогают учителю наблюдать за достижениями ученика, динамикой его достижений в течение учебного года, например, в овладении языка или математики. Подобранные материалы учитель использует для оценки учебной деятельности ученика, для обсуждение на родительских собраниях состояния обучения ученика, класса.
- Портфолио учебного планирования. Учителя могут использовать содержание портфолио для получения дополнительной информации о классе. Это помогает лучше оценить уровень учебных возможностей детей еще до начала обучения и в соответствии с ними планировать учебный процесс в течение года.
- Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности школьника к выпуску из школы. Ученики должны подать определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность в нескольких предметных областях.
- Показательное портфолио. Может включать лучшие ученические работы, собранные на определенном этапе обучения, наиболее полно демонстрирующие умения и возможности ученика. Например, проекты и исследования, художественные работы, естественнонаучные эксперименты, достижения в музыкальном искусстве и т.д.
Канадские исследователи Батзл, Бигге и Стамп (Batzle, Цит.за: Digge and Stump, 1999) определяют три общих типа портфолио ученика:
1. Рабочее портфолио - к его созданию привлекаются все: учитель, ученик и родители. Подбираются как текущие работы, так и образцы итоговых работ.
2. Показательное портфолио - содержит только лучшие работы ученика и не включает текущие работы. Ученик сам формирует такое портфолио и решает, что туда положить.
3. Портфолио, или учет, что ведет учитель. Такое портфолио содержит контрольные (тестовые) задания и образцы работ, предложенные учителем.
Сюда входят не зарегистрировано отобраны учеником для показательного портфолио.
В нашей стране технология портфолио еще не нашла достаточного применения. однако, внедрение инклюзивного обучения требует включения в учебный процесс этой технологии оценивания учебных достижений учеников.
В инклюзивном классе портфолио является важным средством контроля и оценки, который основательно дополняет критерии оценки учебных достижений учащихся. Как отмечает Овертон (Overton, 2006) портфолио - это «собрание работ ученика, обеспечивающее целостное видение его слабых и сильных сторон ». Портфолио, которое заключает учитель должно быть процессуальным, то есть охватывать определенный период учебной деятельности, и визуальным (материалы продуктов деятельности ученика учитель помещает в папку, коробку для бумаг и т.д.) В портфолио надо содержать не только материалы, иллюстрирующие трудности учебной деятельности и процесс их устранения, а и сильные стороны ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)