Специфические задачи
Специфическими задачами называются утверждения, вытекающие из долгосрочных целей и предусматривающие конкретные действия для их реализации. По своему характеру они являются краткосрочными и охватывают разные периоды (от нескольких дней до месяцев, в зависимости от конкретного ученика и педагогического контекста). Работая над специфической задачей, ученик должен четко продемонстрировать свою способность выполнять определенное действие, что дает основание сделать вывод о ее достижениях. Поэтому такая задача должна быть четкой и измеряемой. Подобно долгосрочной цели, она говорит о том, что сделать ученик.
Для определения специфических задач необходимо внимательно проанализировать каждую долгосрочную цель одна за другой. Собственно, членам консультационной- педагогической группы нужно ответить на вопрос: какими действиями ребенок должен продемонстрировать достижение этой долгосрочной цели. Подобные цели рекомендуется ограничить разумным количеством специфических задач, которую реально вместить в годовой план. Ссылаясь на общепринятую практику, мы советуем определять не более четырех на одну цель. Но если ее можно достичь с помощью меньшего количества задач, то стоит остановиться на втором варианте. На практике часто наблюдается обратно пропорциональная зависимость между эффективностью индивидуального учебного плана и предусмотренным им количеством целей и задач. Так, одна из целей Джереми может сопровождаться следующими специфическими задачами - см. пример ниже.
Пример. Определение специфических задач для Джереми Имя ребенка: Джереми Х.
Рассматриваемая долгосрочная цель:
Джереми усовершенствует свои социальные навыки и уровень социального взаимодействия дома и в обществе.
Период: До конца года
Что позволит ее реализовать? 1. Джереми научится уважать «личное пространство» других людей.
2. Джереми научится лучше определять ситуации, где существуют возможность для положительного социального взаимодействия с другими детьми.
3. Джереми активнее приобщится к внешкольной деятельности вместе со сверстниками.
После того, как вы выяснили, в чем могут заключаться специфические задачи, их можно окончательно сформулировать и зафиксировать в ИУП. При этом для многих задач достаточно удобным является такой формат:
До конца ... [указать срок] ... [указать имя ученика] ... сможет ...
Это удачный вариант формулировки. Во-первых, в нем указан период реализации соответствующей специфической задачи. Во-вторых, изложенная таким образом, она личностно ориентирована: она говорит о том, что должен сделать ученик.
Ниже в примере приведены специфические задачи для одной из целей Джереми.
Пример. Специфические задачи для Джереми Долгосрочная цель:
Джереми усовершенствует свои социальные навыки и уровень социального взаимодействия дома и в обществе.
Период: До конца года.
Задача 1. К концу второго триместра во время разговора Джереми сможет стоять на расстоянии не менее 50 см от собеседника и без напоминания придерживаться этой дистанции 60% времени, когда за ним наблюдает член персонала.
Задача 2. К концу второго триместра Джереми на 60% чаще сможет инициировать положительное социальное взаимодействие с другими детьми во время обеденного и обычного перерыва, когда за ним наблюдает член персонала.
Задача 3. К концу третьего триместра Джереми на 50% чаще сможет проявлять положительную реакцию на инициирование социального взаимодействия с другими людьми, когда за ним наблюдает член персонала.
Задача 4. К концу года Джереми выберет два вида внешкольной деятельности (например, спортивные секции, членство в скаутской организации, кружки по интересам) и по собственному желанию примет участие в 70% мероприятий этих внешкольных организаций.
Заметим, что задачи 2 и 3 относятся к одному приоритетному направлению на примере «Определение специфических задач для Джереми». Принимая во внимание двустороннюю природу социального взаимодействия, члены консультационной- педагогической группы решили, что в ИУП мальчика целесообразно предусмотреть две задачи. Стоит также указать на четкость и точность всех формулировок.
В частности, они содержат количественные (процентные) показатели улучшения или достижения цели в каждой сфере. Процентные значения указывать необязательно, однако следует предусмотреть определенный способ измерения прогресса.
Во многих случаях такой прогресс удобно представлять в числовом выражении - такие данные будут полезными для подготовки отчетности. В ситуации Джереми консультационно- педагогическая группа считает, что 50 или 60-процентное улучшение для него вполне реальным.
Иногда стоит заранее определить термины, используемые в формулировках специфических задач. Так, в случае Джереми, срок «Положительная» употребляется для характеристики ситуаций социального взаимодействия.
Его целесообразно разъяснить, чтобы все члены команды и, прежде всего, сам мальчик, знали, что это значит. Определение подобных терминов подаются в примечаниях в конце перечня задач, например,
«Положительной» называется ситуация социального взаимодействия, участники которой дружески настроены друг к другу, улыбаются друг другу, отвечают на обращения и сами обращаются к собеседнику, придерживаются устоявшихся норм вежливости: то есть приветствуют, говорят «спасибо» и «пожалуйста». В «положительном социальном взаимодействии»
нет места агрессивному физическому контакту, прозвищам, ругани и крикам.
В хорошо сформулированной специфической задаче четко прописано, что необходимо делать для достижения соответствующей долгосрочной цели. Но, давая представление об ожидаемом результате, она предполагает конкретного способа его измерения. Для этого существуют индикаторы достижения.
Индикаторы достижения Индикаторы достижения служат критерием для оценки прогресса в реализации задач. В этой графе ИУП говорится о методиках измерения, описывается уровень выполнения задач, который соответствует требованиям этих методик, и определяется периодичность и способы их применения. В зависимости от контекста, для каждой задачи предполагается один индикатор достижения (или больше).
Сами по себе, они полезны тем, что побуждают консультационно- педагогическую группу продумать стратегию для измерения прогресса ребенка на подготовительном этапе, до начала внедрения индивидуального учебного плана. А после начала насыщенного процесса обучения они помогают учителю не упускать из поля зрения свои главные задачи. Поэтому педагогам нет необходимости разрабатывать методики оценки результатов среди учебного года, когда найти время для этой дополнительной работы очень сложно.
Ведь благодаря предварительно согласованным индикаторам учитель уже вооружен этим инструментом.
Пример. Индикаторы достижения для Джереми Долгосрочная цель Джереми усовершенствует свои социальные навыки и уровень социальной взаимодействия дома и в обществе.
К концу года. Период
Специфическая задача 4 К концу года Джереми выберет два вида внешкольной деятельности (например, спортивные секции, членство в скаутской организации, кружки по интересам) и по собственному желанию примет участие в 70% мероприятий этих организаций.
Индикаторы достижения
К концу триместра Джереми вступит в два внешкольных кружка (на собственный выбор). В полученном календарном плане каждого из них Джереми (под присмотром родителей) записывают посещенные мероприятия, или те, где он отсутствовал.
Чтобы реализовать эту поведенческую задачу, Джереми должен посетить 70% занятий каждого кружка. В отдельной тетради Джереми еженедельно делать короткие записи (по 3-4 предложения) о своей деятельности в кружке в течение недели. Эти записи будет использованы как сопроводительная информация в дополнение к данным календарного плана.
Заметим, что для измерения успеха мальчика в реализации этой задачи предполагается использовать несколько методик. Графа индикаторов достижения определяет, какие данные необходимо собирать, кто за это отвечает, а также где и когда. В нашем случае применяется несколько источников, в том числе записи о деятельности в кружках и само-мониторинг.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)