Модели поддержки занятости и сопровождения на рабочем месте для людей с инвалидностью в странах Европейского Союза
Услуги по поддержке занятости и сопровождения на рабочем месте для инвалидов предоставляются во многих странах Европейского Союза. Но модели предоставления таких услуг в разных странах отличаются. В некоторых государствах-членах приняты национальные программы «Поддержка занятости» и реализуются мероприятия по сопровождению на рабочем месте, финансируемые из государственного бюджета. В других странах такие услуги предоставляются по принципу «снизу вверх», а затем более разнообразными и разветвленными. Часто соответствующие меры реализуются неправительственными организациями.
Модели финансирования тоже разнообразны: от финансирования из государственного бюджета до смешанного финансирования (государственное финансирование и средства неправительственных организаций), и во многих случаях к этому добавляются также средства Европейского социального фонда.
Сейчас в подходах к занятости людей с инвалидностью наблюдается тенденция перехода от медицинской модели «реабилитации людей с инвалидностью» к модели подготовки рабочей силы, ориентированной на «возможности» людей и их участие. Ранняя основная поддержка занятости людям с инвалидностью предоставлялась через так называемые «Мастерские» (компании, где выделяются рабочие места для людей с инвалидностью). Но затем люди с инвалидностью стали получать все больше услуг от государственных служб занятости как от учреждения первого контакта, поскольку таких людей поощряют быть одной из категорий клиентов государственной службы занятости. Они могут быть бенефициарами таких же мер на рынке труда, как и другие соискатели, но им также предоставляется дополнительная поддержка:
- сопровождение на рабочем месте;
- профориентация;
- гранты на адаптацию и приспособление рабочего места;
- субсидии для работодателей, которые берут безработных соискателей;
- системы квот;
- гибкие условия договоров и предоставления социальной помощи в течение определенного периода после трудоустройства.
Большинство услуг по помощи людям с инвалидностью в поиске работы предоставляется через государственные службы занятости, а наиболее практичные услуги по сопровождению на рабочем месте и поддержке занятости предоставляются неправительственными организациями или частными провайдерами.
Переход к модели, ориентированной на возможности, свидетельствует о повышении внимания к оценке лиц и трудоустройстве на основе результатов такой оценки, а также «Поддержка занятости» это схема, которая обеспечивает поддержку людей с инвалидностью или других социально незащищенных категорий для получения ими оплачиваемой работы.
Чем выше степень инвалидности, тем важнее возможность работать неполный рабочий день. Среди работающих людей с тяжелыми формами инвалидности третью часть составляют те, кто работает неполный рабочий день, а среди работающих со средними формами инвалидности таких немного меньше.
Мониторинг и оценка
Нет официальной статистики о клиентах, которые досрочно прекратили участие в программе поддержки занятости или уволились очень скоро после трудоустройства.
Есть определенные свидетельства «расслоения» то есть, когда приоритет отдается человеку с инвалидностью, найти работу для которого легче, чем тому человеку, которого труднее устроить. Есть также предположение, что нынешний срок, в течение которого специалист по сопровождению на рабочем месте или помощник работает с клиентом, является слишком коротким: от полугода до года, максимум полтора года.
В некоторых компаниях среди работодателей и работников распространено негативное отношение, которое создает препятствия для трудоустройства людей с инвалидностью. Работодатели могут не знать о схемах государственной поддержки, позволяющих решать проблемы, связанные с занятостью людей с инвалидностью. Препятствие для трудоустройства людей с инвалидностью лежит не в плоскости поддержки, оказываемой государством. Новое законодательство не дает ответов на все вопросы. Речь скорее идет о том, чтобы надлежащим образом применять уже существующее законодательство. Важными факторами также являются собственные убеждения людей с инвалидностью и их надежда на себя.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)